Раритеты Президентской библиотеки о крещении Руси, определившем духовный путь Отечества

28 июля 2018 года отмечается 1030-летие крещения Руси и 1003-летие преставления равноапостольного великого князя Владимира, память которого свято чтит Церковь и все, приверженные православию. В фонде Президентской библиотеки собрано множество материалов, посвящённых этому важному событию. Среди них электронные версии изданий разных лет, научные работы, видеолекции и радиопередачи. Они освещают крещение Руси как исторический факт, раскрывая при этом личность Владимира Красно Солнышко, мотивацию выбора государственной религии и последствия этого решения для укрепления и развития государства.

«Велика и всякими богатствами обильна наша матушка-Русь святая! – читаем в книге Н. Фреймана «Рассказы сельского учителя; Начало Руси» (1894). – Сколько городов богатых в ней настроено, сколько храмов божьих!.. Дивится на нее весь мир, и ни один царь не дерзнет идти против Русского Царя, страшась его силы и могущества! А то ли было лет 1800 назад? Нет, не то было в те поры! <…> В тех местах, где теперь храмы Божии благолепием сияют… там в те поры проливалась кровь человеческая и славились боги языческие».

Впрочем, выросший в период язычества Владимир не был его убеждённым приверженцем. «Можно смело сказать, что оно не удовлетворяло умного князя, и твёрдого убеждения в идолослужении у него не было, – пишет Н. Марков в историко-биографическом очерке «Великий князь Владимир Святой» (1888), – Киев, имевший в своём населении в то время уже несколько христианских храмов, мало-помалу отвыкал от старинного язычества». Но до принятия христианства как основной религии в государстве было ещё далеко.

Укрепление государства, однако, требовало принятия единой веры, нужно было только не ошибиться с выбором. И Владимир начинает изучать четыре господствующие религии, чтобы выбрать из них одну для матушки-Руси.

Между тем славяне к тому времени уже были знакомы с христианством. Считается, что учение Христа принес на русскую землю святой апостол Андрей Первозванный: «Поплыл он по реке дальше к горам – на то место, где теперь стоит город Киев… Встал Апостол утром и сказал своим ученикам: „Видите ли горы эти? На сих горах явится благодать Божия: будет здесь город великий. По Божией воле многие церкви здесь постановятся“. После этих слов Апостол взошёл на горы и благословил их. Потом поставил на них крест», – читаем в книге «Великий князь Владимир Святый равноапостольный: рассказ из русской истории» (1888). Свою просветительскую деятельность на территории Руси начинали святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, христианскую веру приняли киевские князья варяго-руссы Аскольд и Дир, а позже и православная святая княгиня Ольга, бабушка Владимира Красно Солнышко. О продвижении веры в среду славянских народов пишет К. Бестужев-Рюмин в сочинении «О крещении Руси, о Владимире Святом, о сыновьях его и об монастыре Печерском» (1910).

Подробно выбор Владимиром веры и крещение Руси описывается в «Повести временных лет»,прокомментированной А. А. Шахматовым и напечатанной в 1916 году, в рукописном курсе лекций «Древняя русская история» О. В. Ключевского, опубликованных в 1885 году, и ещё в целом ряде изданий из электронного фонда Президентской библиотеки. Если верить летописям, князя покорила красота византийских храмов и обрядов. К тому же еще до крещения Руси многие жители Киева уже приняли христианство.

В 1914 году типография Святейшего Синода, которая находилась в здании, где сейчас располагается Президентская библиотека, выпустила издание «Святой равноапостольный князь Владимир». Из него мы, в частности, можем узнать, что посланцам князя Владимира не понравились богослужения у болгар и немцев, в отличие от православного: «Повели они нас туда, где служат Богу своему, и не знали мы, на небе ли мы были или на земле; потому что нет на земле такого вида такой красоты. Мы и рассказать о ней не умеем. Знаем только то, что там сам Бог с людьми пребывает, и что служба их лучше, чем в других странах. Никогда нам не позабыть этой красоты. Всякий человек, вкусивши сладкого, не захочет уже после этого вкушать горького. Так и мы уже не в состоянии здесь (в язычестве) оставаться». Таким образом, духовный путь России был определён.

Датой крещения Киевской Руси считается 988 год, когда в Корсуни принял обряд освящения водой и новую веру князь Владимир. В раритетной книге Ивана Некрасова «Великий князь Владимир Святый равноапостольный: рассказ из русской истории» (1888) повествуется, как всё происходило: «Я крещусь. Я прежде этого времени испытал ваш закон. Мне ваша вера нравится, о ней мне рассказывали люди, ходившие к вам из Киева от меня и от моего народа».

Как и многие другие реформы, крещение Руси было воспринято недоверчиво. «Народ, ослеплённый языческим невежеством, смотрел на книжное учение, как на чародейство, и благодеяние Владимира показалось ему несчастием», – написано в книге К. Н. Бестужева-Рюмина «О крещении Руси, о Владимире Святом, о сыновьях его и об монастыре Печерском» (1910). В народе языческие верования и обряды сохранялись в течение многих веков, но результат мессианского подвига Владимира всё же принес неоспоримые плоды: Россия стала с успехом развиваться как православная страна.

Кардинальный разворот от язычества к христианству стал наиважнейшим событием в жизни славянского народа. Здесь можно привести слова священника В. П. Некрасова из речи «К девятисотлетию крещения Руси», которую он произнёс в 1888 году на заседании Совета Виленского православного свято-духовского братства: «Оно явилось духовным рождением страны, оно положило в основу тогдашней России новые начала, с нею началось усвоение и воплощение в жизни русского народа тех высочайших истин, которые принесены с неба Спасителем и которые полагают в жизни каждого народа основание христианской гражданственности».

Источник: Пресс-служба Президентской библиотеки

(812) 305-16-21, доб.265

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *