Случайных совпадений не бывает. Божий Промысел в истории человечества

Алексей КЛОКОВ

Москва

 

© Фото: Евгений Бондаренко, Главный купол Александро-Невского кафедрального собора в Симферополе. РИА Крым: https://crimea.ria.ru/authors/20180319/1114065241.html

Случайных совпадений не бывает. Божий Промысел в истории человечества

Это случилось в Англии. Один молодой человек вознамерился свести счёты с жизнью по методу Анны Карениной. Завидев приближающийся поезд, и приготовившись к смерти, он услышал скрежет тормозов. Оказалась, что какая-то девушка по неизвестной причине дёрнула стоп-кран. Когда её спросили: «Зачем?», она ответила: «Что-то мне сказало, что я должна это сделать. И немедленно!».
Другой, уже курьёзный, случай. Две родственные семьи, живущие в разных концах Англии и давно уже не встречавшиеся, в один и тот же день решили поехать на машинах друг к другу в гости. Где-то на середине пути они встретились, столкнувшись машинами.
Пожалуй, любой из нас мог бы рассказать о чём-то подобном: сбывшемся сне или каком-то другом странном совпадении. Но бывают и совершенно необычные случаи, не поддающиеся никакому разумному истолкованию.
Многим известно имя графа Фёдора Ивановича Толстого по прозвищу Американец. В одном из воспоминаний о нём говорится: «Убитых им на дуэлях он насчитывал 11 человек. Он аккуратно записывал имена убитых в свой синодик. У него было 12 человек детей. По мере того как они умирали, он вычёркивал из своего синодика по одному имени из убитых им людей и ставил сбоку слово «квит»».  Из двенадцати детей выжила одна девочка.
Помимо примеров из частной жизни существует немало исторических совпадений, касающихся целых государств и народов.

Так Куликовская битва множеством фактов неразрывно связана с именем Богородицы. Например, дата Куликовской битвы — 8 (21) сентября, Рождество Богородицы по церковному календарю, а также день осеннего равноденствия. В сражении приняла участие икона Богородицы, получившая впоследствии прозвание Донской, как и сам князь московский Дмитрий Иванович. К тому же, большой смотр русского войска во время его похода из Москвы к месту сражения состоялся в день празднования Успения Богородицы.
Интересен ещё и вот такой факт: летописец говорит о том, что утром, перед началом сражения на поле стояла «мгла», то есть туман. В православной литературе мглой или облаком, из которого воссияло Солнце Правды — Христос, называют Божью Мать. По учению церкви это Она говорит о себе в Библии: «Яко мгла покрых землю». Аллегорически выражаясь, когда облако покрывает землю, то все звери невредимы от ловцов. По мнению некоторых историков, утренний туман позволил русскому войску беспрепятственно выдвинуться вперёд и, не подвергаясь вражеским атакам, занять удобные для себя рубежи.
День убийства последнего русского царя Николая Второго совпал с днём убиения Андрея Боголюбского, русского князя, который первым выступил с идеей самодержавия. Иными словами, первый и последний самодержцы погибли в один день. Кроме того, первый Романов на русском престоле в момент избрания на царство находился  в Ипатьевском монастыре, а убийство царской семьи произошло в доме Ипатьева. Неслучайным в свете происходивших в жизни Николая Второго событий видится и тот факт, что родился он в день памяти Иова Многострадального.

.
Как «у них»?

В американской истории одним из самых потрясающих примеров является перечень совпадений, связанных с жизнью президентов Линкольна и Кеннеди:
— Они были избраны на президентский пост с разницей ровно в сто лет, в 1860 и 1960 годах соответственно.

— Секретаря Линкольна звали Кеннеди, а фамилия секретаря Кеннеди была Линкольн.
— Оба стали жертвами покушений, причём все остальные президенты США умерли своей смертью.
— Оба были убиты выстрелом в затылок.

— Кеннеди был убит в машине марки «Линкольн».

— Линкольна на президентском посту сменил родившийся в 1808 Эндрю Джонсон. Следующим за Кеннеди президентом стал Линдон Джонсон, родившийся в 1909 году. Поскольку официальная версия об убийстве Кеннеди Ли Харви Освальдом имеет убеждённых противников, то ряд интересных совпадений касающихся Освальда и убийцы Линкольна, Джона Бута, мы здесь упоминать не будем.

 

Что всё это значит?

Большинство людей, в том числе и тех, кто относит себя к категории мыслящих, не задумываются над причинами подобных совпадений. Возможно потому, что с точки зрения здравого смысла или науки это невозможно объяснить. Единственное объяснение, на которое сподобилась наука — то, что, якобы, с точки зрения статистики такие совпадения — норма, что на каждое совпадение есть множество «несовпадений».  Одним словом, рассуждения о сверхъестественном ненаучны, то есть не подлежат изучению вследствие своей необъяснимости, а значит, находятся за пределами её интересов. То есть, если существует что-то чудесное, нужно найти ему «разумное объяснение» или повернуться спиной и не обращать внимания. В прошлом веке синонимами слову «ненаучный» были «вымышленный», «непроверенный», «вздорный».
Впрочем, есть одна уважаемая дисциплина, у представителей которой упоминание разнообразных «мистических» совпадений не является дурным тоном. Это литературоведение. Видимо, с литературоведов, как и с поэтов-писателей — объектов литературоведения, взятки гладки.  Что с них взять? (В скобках заметим, что взять с них, всё-таки, есть что.). Всем известен критический для поэтов возраст, 37 лет. Есть много случаев предсказания ими собственной смерти в стихах. А что ещё, кроме этого, они предсказывают? Например, революцию.

 

Настанет год, России чёрный год,

Когда царей корона упадёт,

Забудет чернь к ним прежнюю любовь,

И пища многих будет смерть и кровь.

М. Ю. Лермонтов

 

Александр Блок писал: «Куликовская битва принадлежит к символическим событиям… Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди». Стоит ли ему верить, если он собственные стихи не всегда мог объяснить? Возможно, он не имел в виду чего-то конкретного?
Тем не менее, сейчас приводятся интересные сравнения Куликовской и Сталинградской битв. В обоих случаях — река за спиной русских войск, удивление врага «безумию русских», не захотевших прикрыться Волгой и Доном, критическое положение в центре в решающий момент сражения, внезапный контрудар, «международный резонанс», вызванный ими.

Надо сказать, что не только некоторые историки позволяют себе снисходительно высказываться о поэтах, но и наоборот: «Мне в истории нравятся фантасмагория, фанты,/ Всё, чего так стыдятся историки в ней. /Им на жёсткую цепь хочется посадить варианты,/ А она — на корабль и подносит им сходу — сто дней» (А. С. Кушнер).

И действительно, освободив в своих монографиях историю от сверхъестественных «влияний», историки тут же загоняют её в рамки «железной логики», опутывают цепью «выявленных» ими «естественных» закономерностей, кладут её в прокрустово ложе своих теорий. Похоже на то, что господа, склонные к употреблению терминов вроде «религиозный фанатизм» сами страдают от «псевдонаучного фанатизма».
Впрочем, сейчас отношение к подобным явлениям начинает меняться. Во-первых, многие начинают признавать, что невозможное в обычном представлении, не значит не существующее. Во-вторых, историки не стесняются говорить «не знаю». Например, Вадим Кожинов именно так отвечает на вопрос: Что помешало немецким войскам войти в Москву в 1941 году?

В случае когда мы допускаем, что необъяснимые совпадения в нашей жизни такой же факт, как и явления природы, следующей мыслью может быть такая: Если мы отвергаем случайность подобных вещей и в то же время признаём, что сами люди не способны так подладить друг к другу события жизни, остаётся утверждать, что это делает кто-то другой. Таким образом, мы допускаем (или признаем) существование личности или личностей, которые своим могуществом превосходят нас и способны принимать участие в нашей жизни, «вмешиваясь в естественный ход событий». (Интересное клише: как будто войны, революции и многое другое — естественные, а не из ряда вон выходящие события, как это виделось древним грекам в эпоху Троянской войны. То боги подсказывают своим любимцам нужные мысли, то подают копья в нужный момент, то выясняют отношения между собой. Весьма увлекательные идеи, отношение к которым, однако, один из древних мыслителей выразил словами «всё лгут певцы»).

 

А как у нас?

У нас, к сожалению, не так «прикольно», как в «Илиаде»: «Затем Бог внушил князю мысль!»

При чтении русских летописей современный человек проскакивает эти места как неинформативную, ничего не значащую «воду», противоречащую здравому смыслу (кто этот смысл назвал здравым и почему, трудно сказать). Действительно, ну какой толк от таких высказываний церковного летописца? Это все «религиозное сознание», «церковное мракобесие». (Ещё одно странное понятие. Выражение «беситься во мраке» предполагает скорее дискотеку в ночном клубе – «поколение next», дёргающееся в конвульсиях танца, алкоголь, наркотики и прочие блага цивилизации).

При наличии снисходительной симпатии к далёкому предку возможна и другая интерпретация: летописец, будучи таким же как мы критически мыслящим индивидом, отдал таким образом дань «господствующей на тот момент идеологии». Он ведь был идеологическим работником, «со всеми вытекающими…». Пришлось ему расходовать столь недешёвый пергамент на политические мантры (вроде современных — «права человека», «свобода слова» и т. д.) Он, сердешный, и хотел бы написать для своих далёких потомков древнерусскую Камасутру, да кто бы ему дал? По себе, видимо, судили некоторые товарищи, в похожей манере вставлявшие в свои тексты марксистские цитаты.
Но есть продвинутые интеллектуалы, способные на так называемый прыжок веры: а что если и вправду Бог — действительно живой и заинтересованный участник событий?

Эврика! Такие озарения были характерны для некоторых представителей русской интеллигенции начала 20 века и времени заката СССР. Мол, как же так? Искали истину в тибетской мудрости, европейской философии, а она «вона где», под самым носом оказалась.
И здесь нельзя устоять перед искушением слегка попинать родную интеллигенцию, несмотря на собственную к ней принадлежность. Вдоволь напрыгавшись на граблях всевозможных теорий, сделавшись интеллектуально всеядными, означенные критически мыслящие индивиды, наконец, припадают к родному источнику. Русофобы превращаются в русофилов. Напившись, они, однако, не успокаиваются и вновь, как блудные сыны, ударяются во все тяжкие. Удивительно, на какие метания и кульбиты способен род сей. И при этом ещё мнит себя солью земли. А на каких основаниях? Соль — это то, что имеет какие-то постоянные свойства. Может быть, поэтому так сильно удивление Блока: «А ты всё та же — лес да поле,/ Да плат узорный до бровей».

Интересно, что многие упрекали и упрекают Россию за эту её неизменность, существование вне истории, её неучастие в «общемировых тенденциях». В основном передовые и прогрессивные деятели прозападного демократического лагеря, любители перемен и реформ. Приведу вот такую цитату: «Она, в сущности, нищенски бедна… Стадное, полуживотное существование её крестьянства до ужаса бедно внутренней красотой, беспощадно деградировано…», жизнь его «протекала вне всякой истории: она повторялась без всяких изменений, подобно существованию пчелиного улья или муравьиной кучи». Думаю, что тех, кто не согласен с такой точкой зрения, обрадует, что это цитата из писаний Троцкого и удивит, насколько она созвучна высказываниям «гламурных» деятелей. Созданные в 19 веке мифы об эволюции и прогрессе удивительно стойки. А между тем это постоянство, равенство самой себе объединяет Россию с Богом и православной церковью, которая на Западе именуется orthodox, т. е. ортодоксальной. Замечу, что на уровне человеческих отношений, любят за непохожесть и постоянство и не делают невыгодных сравнений с кем-то, за которыми следуют требования измениться и стать такими же.

Вспоминаются слова одного христианского подвижника о том, что Богу гораздо легче угодить, чем миру, поскольку Бог постоянен и требует всегда одного и того же, в то время как мир всё время меняет свои требования. Сколько честно, по совести служивших коммунизму или другим идеологиям людей испытали страшное потрясение, когда то, чему они служили, почило, и при том не «в бозе», а непонятно в чём. Не эта ли участь в скором времени ждёт «демократов» и «борцов за права человека» всех мастей, если, конечно, есть среди них те, кто делает это по убеждению?

 

На всё воля Божья.

Человек предполагает, а Бог располагает. Без Бога не до порога. Так ли просты эти истины? Истинно верующий человек, живя в том же мире, что и «лишённый предрассудков», видит этот мир совершенно по-другому.

Обратим внимание на само происхождение слов «судьба» (Божий Суд) и «случай». Кто-то должен был «случить», собрать данных людей и данные предметы в одно место и время и справедливо их рассудить. Так распоряжаться временем и пространством способен только Тот, Кто им не принадлежит, существует вне их. И кто бы это мог быть, если не всемогущий Бог?

Конечно, возмущённый разум может вскипеть, как в известной песне: Это что же — мы — безвольные марионетки, пешки,  от которых ничего не зависит? Как ни странно, этот упрёк не по адресу. Такие воззрения характерны для язычников античности: Неумолимому, никому не дающему отчёта слепому року, подвластны все люди и даже боги, не способные ничего изменить и исправить. Поэтому так трагично содержание античных мифов. Гибель отца Тесея, месть Медеи Язону, Орфей потерявший свою Эвридику. А как вам самый жизнерадостный из древнегреческих поэтов Гомер, сказавший такие слова: лучше быть псом на земле, чем царём в царстве мёртвых? Вот вам и «светлый жизнерадостный» античный мир, противопоставляемый «мрачному христианству». А Платон, отец философии, сказавший, что цель философии заключается в приготовлении к смерти?

Иногда после споров с наиболее жёсткими и последовательными атеистами задаёшься вопросом: а за что это они держатся такой крепкой хваткой? Неужели им так дорого небытие после смерти? Какой им от него прок? Они, скорее всего, не задумываются над этим. Так же как и над тем, что атеизм построен на сплошном отрицании, не предлагая ни одного решения вечных вопросов:  зачем мы здесь и что будет после смерти. «Тайны счастия и гроба»  их не интересуют. А что же их интересует? Исключительно борьба с Богом. Вроде бы разумные люди, а ничего конструктивного предложить не могут.

Православная церковь учит нас, что Бог заботится о каждом из нас и хочет, чтобы все мы спаслись в Вечную жизнь, и поэтому принимает участие в нашей земной  жизни. Мало того, Он, через ангелов и избранных Им людей, объясняет людям, как и что Он делает и зачем. И даже позволяет человеку решать свою судьбу вместе с Ним. Не случайно православие можно назвать единственной религией любви. В Евангелии так и сказано: Бог есть Любовь.

 

Как же проявляется Божий Промысел в истории человечества?

Её главным событием явился приход Бога на землю. Но почему Он не мог прийти сразу после грехопадения Адама и Евы? Почему, согласно христианскому летосчислению, человечеству пришлось ждать прихода Спасителя 5500 лет? Для того чтобы Бог стал человеком, нужна была пречистая и пренепорочная Дева, способная Его в себе носить. И вот в течение всего этого времени происходил отбор. Не так называемый «естественный» (никем не управляемый, дарвиновский, теория которого уже давно критикуется в самом учёном мире) а, если так можно выразиться, сверхъестественный, управляемый Самим Богом. Сначала Им был избран и проведён через многие испытания народ, в котором должен был родиться Христос, затем из этого народа избрано колено Давидово. Давиду нужно было стать царём Израиля. Затем его потомки должны были потерять земную власть и смириться с этим, чтобы, наконец, в одной благочестивой, но бездетной и вследствие этого терпящей унижения, семье (отсутствие детей в семье в те времена расценивалось как Божье наказание, следствие греха) родилась дочь, которую праведные родители посвятили Богу.

Удивительно и то, что Бог делает нас участниками собственного спасения. Наделив нас свободой волей, Он не отнимает её, а предоставляет нам свободу выбора между добром и злом. По утверждению святых отцов если бы Мария не уверовала в то, чему предстояло совершиться, и не дала на это своего согласия, Бог не стал бы человеком. А если бы Бог не стал человеком, то и человек не мог бы стать богом. Да, именно богом, не меньше. Так объясняет нам Закон Божий цель нашей земной жизни.

История человечества не раз и навсегда расписана от начала и до конца. Оказывается, Бог может менять свои решения, как произошло в случае с Ниневией. Когда пророк Иона объявил её жителям, что город погибнет за их грехи, они раскаялись и были прощены.
Знает ли история хоть одно учение, которое дает человеку столько свободы, согласно которому так много зависит от его слов и поступков? Веря в то, что всё происходит по воле Божьей, истинный христианин не боится людей, не боится жизни.
Когда Анастасия Цветаева была арестована НКВД за то, что была «богомолкой», и следователь ей угрожал: «Мы тебя сгноим, сошлём туда, откуда тебе не может быть возврата», она сказала: «Вы тут не при чём. Бог предал меня вам за мои грехи. И вы сможете меня сослать только туда, куда сошлёт меня Господь. Вы не можете сделать мне ничего, кроме того, что мне сделает Бог». Итог — 18 лет лагерей, возвращение и почти столетняя жизнь.

С другой стороны, Бог ставит пределы нашему познанию Его воли. В церковной литературе можно обнаружить удивительный взгляд на так называемую жажду знаний. Оказывается, и в познании необходима такая же умеренность, как и в пище. Получается, что лозунги вроде «Хочу всё знать», великолепная эрудиция и тому подобные вещи могут быть, скажем так, чрезмерны, и следовательно вредны.

Так Христос не удовлетворяет любопытства своих учеников относительно Его Второго Пришествия. «Не ваше дело знать времена или сроки».

 

В силу ограниченности нашего ума мы не способны понять Божий Промысел.

В одном святоотеческом предании рассказывается о путешествии отшельника вместе с ангелом, принявшим образ монаха. Принявший их благочестивый человек вывел к ним своего сына для благословения. Но ангел, вместо того, чтобы благословить мальчика, к ужасу отца и отшельника, взял его душу. Через некоторое время ангел объяснил отшельнику, что это было наградой отцу мальчика за его благочестие и доброту, поскольку сын его должен был вырасти страшным злодеем. Не случайно последними словами ангела были вот эти: «Суд Божий нельзя исследовать или испытывать».

 

А как же зло?

Оно тоже действует в человеке, воспользовавшись его минутной расслабленностью. Сколько бывает у каждого таких поступков, за которые потом стыдно? И сам не понимаешь, зачем так сделал. «Бес попутал»,- сказали бы в не столь уж отдалённые времена.

Но бывает намного хуже и ужасней. Человек, который столкнул кого-то под колёса поезда в метро, признаётся потом в полном отсутствии каких-либо мотивов к убийству совершенно ему незнакомого человека. Кроме каких-то «голосов», которые приказали ему сделать это!!!

Не так давно в прессе было напечатано интервью с «женщиной-феноменом», которая  прекратила принимать пищу и якобы спокойно без нее обходится. Она также призналась, что слышит голоса, которые учат её, что делать и даже что говорить журналистам.
Определённый процент пациентов психиатрических лечебниц не имеет органических поражений головного мозга, и в то же время характеризуется неадекватным поведением. В древности таких людей называли бесноватыми или одержимыми. Их воля целиком подавлена. Они отдают себе отчёт в совершаемых действиях, но не могут себя остановить, даже когда «голоса»  доводят их до убийства собственных детей.
Кстати, об одержимости.

Выражение «работать, как одержимый» давно уже стало штампом. Но к добру ли такая одержимость? Очень часто такой стиль работы характерен для так называемых творческих личностей. Когда сотрудники НКВД везли на Лубянку одного священника, и воронок поравнялся с памятником Маяковскому, священник, процитировав строки «Товарищ Ленин, работа адова / Сделана и делается уже», заметил, что пролетарский поэт совершенно определённо указал на характер работы. А заодно и что собой представляет та вышестоящая инстанция, которой он докладывает. У великих поэтов в их лучших произведениях ни одно слово не бывает случайным. Обратите внимание на то, что есть Маяковский глазами Марины Цветаевой:

 

Превыше крестов и труб,

Крещёный в огне и дыме,

Архангел-тяжелоступ.

Здорово в веках, Владимир.

 

Бесовский князь называется в христианских молитвах воздушным. Он и другие злые духи находятся в небе, пытаясь преградить путь в рай душам умерших, это их область находится превыше крестов и труб. Огонь и дым указывают на другую область, но с теми же обитателями. Архангел здесь тоже — из этих. Не может Божий вестник тяжело ступать.
Если мы откроем стихи самой Марины Ивановны 1918-1922 годов, то увидим то, что называют её самыми «фольклорными вещами». Что же это за фольклор? Колдовские заговоры. В одной из своих дневниковых записей она со свойственной ей прямотой и откровенностью говорит о том, что она одержима бесовской силой. Интересно, что Николай Рубцов говорил Людмиле Дербиной о любимой ею Цветаевой, что она ведьма.

Не одним искусством очаровывают людей падшие духи. Сейчас, когда вера в сверхъестественное овладевает сознанием человека, на сцену (и в прямом, и в переносном смысле) выходят маги, экстрасенсы, предсказатели,- все те, кого в средние века называли колдунами. Показателен случай, описанный одним священником, пришедшим к Ванге. Он принёс с собой частицу Креста Господня. Как только он вошёл, окружённая другими людьми слепая предсказательница в тот же момент почувствовала неладное. «Уберите это», — сразу сказала она. Многие люди боятся сглазов, колдовства, порчи. Святому Антонию было видение, в котором ему было показано, что зло как паутина опутывает всю землю.

И всё же Церковь учит нас не бояться зла. Никакое колдовство не может повредить крещёному человеку, потому что его защищает Ангел-хранитель и Сам Бог, против Которого падшие ангелы бессильны что-либо сделать. Не следует бояться нечистой силы ещё и потому, что страх — признак маловерия, свидетельство того, что человек не может в своих бедах положиться на Божий Промысел. Даже зло Он обращает к нашей пользе. Здесь приходит на память знакомый с детства стих Тютчева о борьбе весны с зимой. Когда зима бросает в весну пригоршню снега, результат получается обратный желаемому:

Весне и горя мало.

Умылася в снегу.

И лишь прекрасней стала

Наперекор врагу.
В который раз убеждаешься, что истинная поэзия — не загогулины смысла и «оригинальные образы», а нечто большее, указание на высшую реальность, существующую за пределами этого мира и в то же время хранящую этот мир и нас в нём.

Распятие Иисуса Христа было моментом величайшего торжества зла на земле, но обернулось величайшим поражением врагов человечества. Крест, орудие позорной казни, стал сокровищем, оружием и славой всех христиан. Не случайно имеющие истинную, простую веру люди обладают светлым и радостным мироощущением.

Не случайно христиане всех времён говорят: Если Бог с нами, то кто против нас?

 

А если не с нами?

То есть, мы не с Ним?

Любой мало-мальски разбирающийся в футболе человек помнит отборочной матч чемпионата Европы между сборными России и Украины, состоявшийся в Москве в 1999 году, о нелепом голе в ворота россиянина Александра Филимонова, который лишил российскую сборную места в стыковых матчах. Этот гол «сломал» и карьеру самого вратаря, до того момента успешно защищавшего ворота сборной и московского «Спартака», в то время сильнейшего клуба страны. Газета «Спорт-Экспресс» рассказала о том, что перед матчем команду хотели сводить к священнику. Единственным, кто от этого отказался, был Филимонов.

История знает и более серьёзные попытки «справиться без Господа Бога». В 1854 году святитель Иннокентий прибыл в Крым с иконой Касперовской Божией Матери, но главнокомандующий сухопутными и морскими силами в Крыму князь Меньшиков заявил гонцу Владыки Иннокентия: «Передайте архиепископу, что он напрасно беспокоил Царицу Небесную, мы и без Нее обойдемся». До защитников Севастополя икона не дошла.

Действия Меньшикова во время Крымской войны вызывали и вызывают много нарицаний со стороны специалистов военного дела. Бездарность его как военачальника «удачно» сочеталась с бездуховностью. Интересно, что и французские и английские генералы талантами не блистали. Тем не менее, несмотря на героическую оборону Севастополя, европейские союзники тогда всё-таки выиграли войну. Справедливости ради следует сказать, что русская армия в то время отставала в техническом отношении.

Заметим, что победивший Наполеона Кутузов, наоборот, отличался  не только профессионализмом, но и религиозностью. А флотоводец Ушаков, не проигравший ни одного сражения, после отставки ушёл в монастырь и после смерти был причислен православной церковью к лику святых. Дмитрий Донской, чьим крестным отцом был сам митрополит Алексий, но не владевший, по некоторым сведениям, грамотой, прекрасно знал содержание церковных служб.

Можно, конечно, спорить по поводу того, что здесь первично, мудрость человека приводит его к вере или вера делает человека мудрым и «успешным». Можно даже утверждать, что одно с другим вообще не связано. И всё-таки неспроста всё чаще люди повторяют эту расхожую теперь фразу: «Хочешь изменить обстоятельства вокруг себя – измени себя». Всем известны вот эти строки:

 

Душе настало пробужденье,

И вот опять явилась ты…

 

Но не все замечают их парадоксальность: сначала «пробуждение души», а потом уже «явилась ты». Известный литературовед и пушкинист В. С. Непомнящий объясняет «странную логику поэта» тем, что для него «не «внутреннее» зависит от «внешнего», не «бытие определяет сознание», а напротив, «сознание», состояние души влияет на внешние обстоятельства, преображает окружающую жизнь, меняет бытие… Не было бы «духовной жажды», не явился бы серафим.

Послушался бы Борис Годунов голоса своей совести, не явился бы «бич Божий» — Гришка Отрепьев». Далее он говорит о том, что, по его мнению, трагизм «пушкинских ситуаций» состоит  в том, что «герои ставят относительное и преходящее на место божественного и абсолютного».

 

В какой-то степени человек подобен ребёнку, который, несмотря на советы и предупреждения родителей всё равно делает всё по-своему, чтобы в конце концов убедиться, что они, всё-таки, были правы. Родители же терпеливо выручают своих непутёвых детей из тех проблем, которые они сами себе создают. Не случайно и христианская молитва, известная даже нехристианам, называется «Отче наш».

 

В Божием Промысле о нас находят своё воплощение любовь Бога к человечеству и Его милость и терпение.

По словам одного из святых отцов, Бог сделал для спасения человека большую часть необходимого. А нам осталось сделать всего лишь один маленький, но самостоятельный шаг.

 

Опубликовано в журнале «БЕГ», №9

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *