История альманаха «День поэзии». Надежда ПОЛЯКОВА. Автор и ведущий рубрики – Кирилл КОЗЛОВ

Журнал «Невечерний свет/Infinite» и Информационный портал «Hohlev.ru» являются постоянными партнерами Всероссийского литературно-просветительского проекта «День поэзии-XXI век» (главный редактор Андрей Шацков).

В двадцатом столетии это ежегодное издание выходило как в Москве, так и в Ленинграде.

Надежда Полякова входила в редакционную коллегию альманаха.

 

Надежда Полякова

Стихотворения из книги «Земное притяжение» (Ленинградское отделение издательства «Советский писатель», 1980).

 

*  *  *

 

Я росла с большими руками

И с размахом крестьянских плеч.

Мне бы жать, косить с мужиками,

Лес валить да кустарник жечь.

 

Но однажды бессонной ночкой

В бурых зарослях камыша

Неуклюжей, корявой строчкой

Потянулась к стихам душа.

 

Проходила я до рассвета

По тропинкам родной стороны…

Я не знала, что для поэта

Тоже крепкие плечи нужны.

 

1956

 

*  *  *

 

А я шинель свою не берегла,

Я отдала знакомому мальчишке.

И он носил ее два года с лишком,

Пока она не сделалась мала.

 

Потом ее носил какой-то мальчик

Еще моложе, росший без отца.

И, руки в рукава поглубже пряча,

Он думал, что не будет ей конца,

Одежке из солдатского сукна:

Ведь у него была она одна.

 

Ах, до чего она была прочна!

Но оттого ни радостней, ни легче.

Жестокой хваткой держится война

За худенькие, за ребячьи плечи

Одежкой из солдатского сукна.

 

К какому отнести их поколенью,

Мальчишек, подраставших без отцов?

Ведь и по ним прошла, в конце концов,

Война своей неумолимой тенью.

О, наших судеб сложное сплетенье!

 

И мне сегодня упрекнуть их не в чем.

Мы выросли во времени одном.

Я твердо верю в их сердца и плечи,

Мужавшие под воинским сукном.

 

1964

 

*  *  *

 

Кувшин поводит шеей длинной,

Как птица красного пера.

Что делал бы гончар без глины

И глина та без гончара?

 

А я кувшин вином наполню

И водружу его на стол.

И о судьбе своей напомнит

Вдруг заключенный в нем настой.

 

Он был ростком, упрям и жаден,

И с солнцем шла его игра,

Пока прозрачных виноградин

Не обозначилась пора.

 

Шершавые топорща листья,

Не предрешая свой удел,

Что вся лоза – без этой кисти,

Без винограда – винодел?

 

В мой дом внесут веселье гости,

Их руки над большим столом

Надломят хлеб – и вдруг колосья

Сверкнут налившимся зерном.

 

И скатерть синим льном дымится,

И хлеб с вином смыкают круг.

Что эти руки – без пшеницы?

Что хлеб – без этих умных рук?

 

Что без гостей – мой стол накрытый?

Что без хозяйки – круг гостей?

Пусть нами многое забыто

В прибое важных новостей,

 

В потоке дел, в машинном шуме,

В полете дней и смене лет.

Что без сегодняшних раздумий

Принес бы завтрашний рассвет?

 

1964

 

*  *  *

 

Под хвойным смолистым навесом

В удачливый день выходной

Шагаю по дачному лесу,

И сын мой шагает со мной.

 

Отводим колючие ветки,

Сидим на траве в холодке.

И лютик ползучий и едкий

Качается на стебельке.

 

Мой мальчик цветами помашет,

Когда пролетит самолет.

Молочную нежность ромашек

С улыбкою мне подает.

 

Потом поднимаемся снова.

Одной мне, а может быть, нам,

Все кажется – вечен сосновый,

Озвученный птицами храм.

 

И наше безмолвно единство,

И нет, кроме нас, никого.

Бессмертно мое материнство

И детство бессмертно его.

 

Под вечным зеленым навесом,

По вечной дороге земной

Шагаю, шагаю по лесу,

И сын мой шагает со мной.

 

1967

 

*   *  *

 

Тишина в полночном мире.

Дверь закрыта на засов.

Тяжело свисают гири

Старых, дедовских часов.

 

Тонкой рыженькой бечевкой

Перевязан циферблат.

Стрелки двигаются ловко

То вперед, а то назад.

 

Им подъем дается круто,

И хрипят часы, пока

Отбивают не минуты

И не годы, а века.

 

Оторвусь от книжной буквы,

Чтобы время рассмотреть.

И начищу бурой клюквой

Гирь сияющую медь.

 

И усну и встану скоро,

В предрассветный, тихий час

Быстрой девочкой, которой

Все предстанет в первый раз.

 

1968

 

 

НОЧНОЕ МОРЕ

 

Я видела море ночное

И небо ночное над ним.

И море, как будто ручное,

К ногам прикасалось моим.

 

И гладкие камни ласкали

Прохладою влажной ступни.

И в небе кого-то искали,

Мерцая, ночные огни.

 

И я осмелевшей рукою

Решила погладить волну,

Среди тишины и покоя

Нарушить боясь тишину.

 

Как было мне надо немного

Доверья воды и камней!

Но ширилась в сердце тревога

От шарящих в небе огней.

 

1974

 

*  *  *

 

Сегодня так в городе тихо,

Недвижно в полночном тепле,

Что слышно, как вьет аистиха

Гнездо в чужедальнем селе,

 

Как дрогнула ветка – и смолкла,

Как сбросил кору сухостой,

Как, звякнув, упала иголка

С сосны в можжевельник густой,

 

Как малый росток из потемок

Возник в придорожной пыли,

Как всхлипнул спросонок ребенок

На той половине земли,

 

Как к милому, спящему рядом,

Крадутся летучие сны,

Как ржавчина гложет снаряды

В полях отгремевшей войны.

 

1976

 

АКВАРЕЛЬ

 

За булочной и за пельменной

Простор сияющий открыв,

В подкове каменной смиренный

Бессонно плещется залив.

 

Зачем бы я ни шла из дома,

Откуда бы ни шла домой,

Морской тревожащий, знакомый

Все веет ветер надо мной.

 

И каждый раз маршрут меняю,

Иду на пристань. И смотрю

На парусов живую стаю

И на горящую зарю.

 

Смотрю на то, как величаво

Неторопливая вода

Покачивает у причала

Многоэтажные суда.

 

И пахнут соснами канаты,

И нефтью пахнет от воды.

И в море падают закаты,

И долго тлеют их следы.

 

И, разметав косые тени,

Заводят чайки карусель.

И мальчик, севший на ступени,

Все ту же пишет акварель.

 

На ней – в безветренном покое

Горят маячные огни.

И горизонт – подать рукою,

Лишь только руку протяни.

 

1977

 

 

СЕНТЯБРЬСКИЙ ДЕНЬ

 

Чист воздух, как на горном перевале,

Близка, ясна сиреневая даль.

Какие мастера отшлифовали

Сентябрьский день, прозрачный, как хрусталь?

 

Едва-едва коснулись позолотой

Тяжелой, круто выгнутой листвы

И отошли, гордясь своей работой,

Растаяли, не затоптав травы.

 

Как на полотнах старых, величава

Недвижность зачарованных небес,

Вода недвижна, и недвижны травы,

Хоть в раму вставь и на стену повесь.

 

И кажется, исчезнешь сам, растаяв, —

Таким покоем полон добрый взгляд.

И только птицы, собираясь в стаи,

Тревогой неподвижность оживят.

 

1977

 

Поэт Кирилл Козлов читает стихи Надежды Поляковой из сборника «Земное притяжение». Библиотека №5 ЦБС Василеостровского района.

.

Стихотворение Надежды Поляковой, опубликованное в альманахе «День поэзии-1968, Ленинград».

 

*  *  *

 

Как мне разлуки стали тяжелы.

Уж, кажется, не к ним ли нет привычки,

Уж, кажется, всего-то электрички,

Но все-таки – ту-ту! – и увезли.

 

И рукавица падает с руки,

И ты лицом к стеклу приник в вагоне.

И впору мне бежать, бежать в погоню,

По шпалам, обрывая башмаки.

 

Рассудочно хрустит февральский снег,

Холодный разум тормозит: не надо! –

Не на год расстаешься – только на день!

А может, этим днем обкраден век?

 

Под утро повторяются во сне

Платформа, снега мишурные блестки,

Зеленый глаз на черном перекрестке,

Твое лицо в метнувшемся окне…

 

Успею ли прочесть черновики,

Забыть обиду, сгладить чувство боли?

О, как длинны уроки были в школе!

Как нынче годы стали коротки!

.

Об авторе: 

Надежда Михайловна Полякова (1923-2007)  — русская поэтесса, прозаик и переводчик.

Родилась 15 декабря 1923 года в деревне Басутино (ныне — Новгородской области) в семье крестьян. Окончив 7 класс, переехала в Ленинград к родственникам, где окончила среднюю школу в 1941 году. Была направлена на оборонные работы, три месяца рыла окопы и противотанковые рвы под Малой Вишерой. С марта 1942 года работала зав. избой-читальней, налоговым агентом, фининспектором. В феврале 1943 года была призвана в армию. Служила в пехотной части заведующей делопроизводством штаба полка. Награждена Орденом Отечественной войны II степени.

Первое стихотворение напечатано в 1940 году в журнале «Смена».

В 1949 году окончила филологический факультет Ленинградского университета. Работала в газетах «Ленинградская правда», «Смена», «Крылья Советов». Ушла со штатной работы в газете и стала профессионально заниматься только литературным творчеством. Член Союза писателей СССР. В годы перестройки, когда за стихи перестали платить гонорары, работала в школе учителем русского языка и литературы. Автор свыше двадцати сборников стихотворений, четырех книг прозы, а также книг для детей.

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Полякова_Надежда_Михайловна

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *