Президентская библиотека к 140-летию Александра БЛОКА

«Было ощущение какой-то тихой силы и незаурядности, которая исходила от его молчаливого, приветливого облика, такого здорового и такого внешне прекрасного. А. А. был очень красив в ту пору, я бы сказал: лучезарен, но не озарён. Его строки «Я озарён, я жду твоих шагов…» не соответствовали его лику: в нём не было ничего озарённого, «мистического», внешне «таинственного», «романтического»… О, до чего не соответствовал он сентиментальному представлению о рыцаре Прекрасной Дамы, рыцаре в стиле цветных витражей, вот, что всего менее подходило к нему, никакого средневековья, никакого Данте, больше Фауста», – пишет поэт Андрей Белый о первом знакомстве с Александром Блоком в сборнике «А. А. Блок в воспоминаниях современников и его письмах», представленном на портале Президентской библиотеки.

28 ноября 2020 года исполняется 140 лет со дня рождения Александра Александровича Блока (1880 – 1921) – классика русской литературы XX столетия, одного из крупнейших представителей русского символизма, поэта, писателя, публициста, драматурга, переводчика и литературного критика. На портале Президентской библиотеки представлена коллекция «А. А. Блок (1880 – 1921)», приуроченная к 140-летию поэта, в которую вошли цифровые копии книг, периодических изданий, архивных документов, изобразительных средств и видеоматериалов. В коллекции, например, размещены электронные копии редких прижизненных изданий писателя, воспоминаний современников, фотографии Александра  Блока и людей его круга.

В предисловии к книге «А. А. Блок в воспоминаниях современников и его письмах» критик, литературовед, историк литературы Николай Ашукин сообщает биографические сведения о поэте: «Дед – ректор Петербургского университета «в его лучшие классические годы». Отец Александр Львович – профессор Варшавского университета по кафедре государственного права. Он вскоре разошёлся с женой, и ребёнок воспитывался в семье матери. Детские годы Блока проходили – зимами – в Петербурге, в большой квартире «с массой людей, няней, игрушками и ёлками», а летом – в «благоуханной глуши маленькой усадьбы Шахматово»».

В автобиографии, процитированной в издании «А. А. Блок в воспоминаниях современников и его письмах», поэт пишет, что вся обстановка в семье матери способствовала развитию его любви к слову: «С раннего детства я помню наплывающие на меня лирические волны, тогда ещё еле связанные с чьим-либо именем. Запомнилось разве имя Полонского и первое впечатление от его строф: «Снится мне: я свеж и молод, / Я влюблён. Мечты кипят./ От  зари роскошный холод / Проникает в сад»».

        «Сочинять я стал чуть ли не с пяти лет», – писал Блок. Не удивительно, что к моменту выхода первого сборника поэта «Стихи о Прекрасной Даме» (1904) накопилось около 800 стихотворений – молодой автор издавал их циклами. Значительная часть поэтических произведений посвящена Любови Менделеевой, дочери знаменитого учёного-химика, ставшей в 1903 году женой Александра Александровича.

«Вместе с Любовью Дмитриевной они составляли прекрасную пару и очень подходили друг к другу: оба весёлые, нарядные, изящные, – пишет в главе своих воспоминаний в вышеназванном сборнике поэт Андрей Белый. – Упругость и твёрдая сдержанность всех движений Блока несколько контрастировали с застенчиво улыбающимся лицом и большими, прекрасными голубыми глазами. Это был петербуржец, реалист-скептик, где-то грустно вздохнувший, но на этот вздох натянувший свою улыбку, чтобы <…> скрыть точку своей тоски…».

Сформировавшийся как поэт в атмосфере раннего символизма под сильным влиянием философии Владимира Соловьёва, Блок, однако, умел слышать реальную жизнь. К выходу первой книги «райская чистота первых видений Блока уже столкнулась с миром фабричных перекрёстков под первыми проблесками уже шедшей революции». После 1905 года Блок почувствовал, что «круг лирики для него тесен». В нём уже вызревали глубоко патриотичные произведения: «Родина», «Скифы», «На поле Куликовом»… «Большая сила, не вмещавшаяся в лирику, рвалась наружу. Оставался только эпос», – читаем в издании «А. А. Блок в воспоминаниях современников и его письмах».

В 1918 в печати появляется поэма «Двенадцать». «Давно не писал он ничего подобного поэме своей «Двенадцать», – отмечает  литературовед, социолог, писатель Иванов-Разумник в эссе «Александр Блок. Андрей Белый». – Лицом к революции, лицом к России стоит здесь поэт – и принимает, и понимает, и любит, и скорбит, и видит мировое значение свершающегося. <…> Чёрный вечер  – кровь, грязь, преступление; белый снег – новая правда».

Чёрный вечер.

Белый снег.

Вся поэма – в этом».

Многие были тогда шокированы поэмой Блока, звучащей в революционном ритме. Произведение поэта вызывало самые противоречивые мнения.

«Помню, как-то в июне, два года назад, Гумилёв в присутствии Блока читал в Зубовском институте лекцию о его поэзии и, между прочим, сказал, что конец поэмы «Двенадцать» кажется ему искусственно приклеенным, что внезапное появление Христа есть чисто литературный эффект, пишет в своих воспоминаниях в сборнике «А. А. Блок в воспоминаниях современников и его письмах» Корней Чуковский. – Блок слушал, как всегда, не меняя лица, по окончании лекции сказал задумчиво и осторожно, словно к чему-то прислушиваясь:

— Мне тоже не нравится конец «Двенадцати». Я хотел бы, чтобы этот конец был иной… Но чем ближе я вглядывался, тем явственнее я видел Христа.

Гумилёв смотрел на него со своей обычной надменностью: сам он был хозяином и даже командиром своих вдохновений и не любил, когда поэты ощущали себя безвольными жертвами собственной лирики. Но мне признание Блока казалось бесценным: поэт до такой степени был не властен в своём даровании, что сам удивлялся тому, что у него написалось, но чувствовал, что написанное им есть высшая правда, не зависящая от желаний, и уважал эту правду больше, чем свои личные вкусы и верования».

Порой «…в минуты духовного уныния казалось ему, что Россия – только «сонное марево». Но это бывало у поэта лишь минутным настроением». И в цикле стихов «На поле Куликовом» мы слышим иные размышления о значимости России. «Ещё раз и вплотную становится перед поэтическим сознанием вопрос о России и Европе»,– читаем в эссе Иванова-Разумника «Александр Блок. Андрей Белый». Не менее мощно тема противопоставления Запада и Востока прозвучала в «Скифах». Будучи сконцентрированным на проблемах России, поэт продолжал верить в её исключительную роль в истории человечества. Сравнивая своё Отечество с европейскими странами, Блок поражался преобладанию в них материального и прагматичного над духовным началом. И предрекал возможные столкновения двух столь разных систем в новых войнах и противостояниях. Оттого и выдохнул с горечью: «О, Русь моя! Жена моя! До боли / Нам ясен долгий путь!»

«То, к чему мировая история придёт в грядущем, мировая поэзия даёт нам в настоящем», – замечает автор издания «Александр Блок. Андрей Белый». И добавляет: «Двенадцать» и «Скифы» – <…> в области русской поэзии давно не было ничего, что могло бы по силе и глубине сравняться с этими произведениями».

Встретив с оптимизмом Октябрьскую революцию, Блок поначалу возлагал большие надежды на большевиков и даже пытался быть им полезным. Однако на практике принять новую власть оказалось выше сил поэта, физических и моральных. Очень скоро он осознал, что восторженное принятие революции 1917 года было не чем иным, как самообманом…

С 1919 года Александр Александрович занимал должность председателя режиссёрского управления Большого драматического театра, став, по сути, его художественным руководителем, приверженцем классики на сцене. И всё-таки укрыться в театре от бурь и потрясений времени не удалось. «Нет исхода из вьюг – и погибнуть мне весело», усмехался когда-то поэт…

Александр Блок скончался 7 августа 1921 года в своей последней петроградской квартире, на набережной реки Пряжки, по официальной версии от болезни сердца.

Источник:  Пресс-служба Президентской библиотеки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *