Уроки русской Поэзии. Урок 25 — КОНТРАПУНКТ

Владимир ХОХЛЕВ

Санкт-Петербург

 

Урок 25. Контрапункт

 

Термин «контрапункт» используется преимущественно в музыке.

Хотя можно услышать о контрапункте в живописи, в кино, в театральной драме…

В Поэзии (музыке слов) контрапункт тоже присутствует.

 

КОНТРАПУНКТ (лат. punctum contra punctum, punctus contra punctum — нота против ноты, буквально — точка против точки) – одновременное, гармоничное сочетание в музыке нескольких мелодических линий, из которого новых мелодий не получается. Пункт против пункта, утверждение против утверждения, тема против темы.

В Поэзии контрапункт рождается из столкновения воображаемых образов и ассоциаций, мыслей, идей, слов. Ожидаемого и неожиданного.

 

Анна Ахматова «Все ушли, и никто не вернулся…»

 

Все ушли, и никто не вернулся,
Только, верный обету любви,
Мой последний, лишь ты оглянулся,
Чтоб увидеть всё небо в крови.
Дом был проклят, и проклято дело,
Тщетно песня звенела нежней,
И глаза я поднять не посмела
Перед страшной судьбою своей.
Осквернили пречистое слово,
Растоптали священный глагол,
Чтоб с сиделками тридцать седьмого
Мыла я окровавленный пол.
Разлучили с единственным сыном,
В казематах пытали друзей,
Окружили невидимым тыном
Крепко слаженной слежки своей.
Наградили меня немотою,
На весь мир окаянно кляня,
Окормили меня клеветою,
Опоили отравой меня.
И, до самого края доведши,
Почему-то оставили там.
Любо мне, городской сумасшедшей,
По предсмертным бродить площадям.

Стихотворение датировано 1959 годом. Поэт (доведенный до «самого края») оглядывается на свою жизнь, свои потери, жертвы. В отчаянии, отравленный клеветой…

И вдруг – «любо мне…»!

Почему — любо? Слово – производное от светлого, вдохновляющего слова «любовь»?

Общая тональность стихотворения могла быть сохранена и в последних строчках.

К примеру, так:

 

Мне осталось, одной, сумасшедшей,

По предсмертным бродить площадям.

 

Потому что, пройдя всё, Анна Андреевна не ожесточила сердце, не разучилась любить. С помощью контрапункта – сталкивающего ненависть и любовь – поэт открывает смысл  стихотворения. Одним словом «любо» освящает всё, сказанное выше.

 

Позволю себе привести пример из собственного портфеля.

 

Владимир Хохлев «Март».

Кусочки неба сложились в небо,
из тонких нитей соткался свод.
Клевала жадно краюху хлеба
ворона. Мирно спал сытый кот.

Тянулись сосны куда-то выше,
остатки снега покрылись льдом.
Сидело солнце на скате крыши,
лучи в пылинках пронзали дом.

Трещала печка сухой березой,
забытый чайник гонял пары.
Соседка слева с отборной прозой,
весну встречая, трясла ковры.

 

Меня много ругали за эту соседку, и эту «отборную» – слишком частую сейчас – прозу. Спрашивали: зачем вы опошлили такой высокий, одухотворенный мартом строй мыслей?

Это весеннее состояние… Настроение…

Чтобы остаться в правде. В жизни — не только романтической, но и реальной.

Способ остаться – контрапункт, поворот, разворот на сто восемьдесят градусов.

 

Еще из Владимира Хохлева. Стихотворение «Цена трудов».

 

Я шел по пустыне, через пески,
солнце нещадно жгло виски.
Под треснувшими губами
я молча скрипел зубами.

Я плыл через реку, на пороги,
холод воды сковывал ноги,
волны захлестывали с головой,
теченьем сбивало с пути по прямой.

Я пробирался сквозь дебри тайги,
ночью, когда не видать ни зги.
Колкие ели били в глаза,
над головою гремела гроза.

Я поднимался на горный хребет,
встречая холодный, утренний свет.
Груз перехода тянул вниз,
но я шел вперед, вверх, на карниз.

Я парусом правил, бризы ловя.
Я землю искал, но исчезла земля.
Брызги солили мое лицо,
руки теряли штурвала кольцо.

Я мерз на торосах, под снегом спал.
Мне северный ветер в грудь хлестал.
Далекие звезды не слали тепла,
сознанье ковала холодная мгла.

Я падал без сил, но силы искал.
В ущелья, срываясь с коварных скал,
я в клочья одежды свои изодрал.
По несколько суток я голодал.

Я полз, когда не мог идти.
Я шел, чтобы Тебя найти.
Бред лихорадки меня жег…
но найти я Тебя смог!

Когда же горячим лбом своим
я приложился к коленям Твоим,
тихо, сжав губы, сказал про себя:
Я даром получил Тебя!

 

Это стихотворение я впервые читал на публике в 2002 году на поэтическом вечере в большом Концертном зале (у Финлядского вокзала в Санкт-Петербурге).

Стихотворение длинное, читал с выражением…

Зрителей много. Они напряглись, даже устали от почти протокольного перечисления фактов. Ждут финала – ради чего…

Вдруг, на словах «но найти я Тебя смог!» зал взрывается аплодисментами. Действительно, пройдя все испытания, герой «найти смог». Одержал трудную победу.

Но стихотворение «Цена трудов» не о победе – о цене победы.

Пришлось остановить рукоплескания, чтобы дочитать завершающую строфу. С поворотом мысли.

Аплодисменты перешли «в долго не прекращающиеся овации».

 

Вот она – сила КОНТРАПУНКТА…

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *