Уроки русской Поэзии. Урок 53 — ОКСЮМОРОН

Урок 53. Оксюморон.

Этот урок подготовила Елена Сивачева. Моя благодарность.

 

Что такое оксюморон?

Оксю́морон, окси́морон (др.-греч. букв. — нечто остроумно-глупое) — одна из риторических фигур контраста, сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого). Намеренное использование противоречия для создания особого эффекта, неожиданного смысла.

Например: красноречивое молчание, оглушительная тишина, жгучий мороз, отчаянная надежда.

 

Примеры оксюморона в поэзии

 

Смотри, ей весело грустить,

Такой нарядно обнаженной.

А.А. Ахматова (Из стихотворения «Царскосельская статуя»)

 

И день настал. Встает с одра

Мазепа, сей страдалец хилый,

Сей труп живой, ещё вчера

Стонавший слабо над могилой.

А. С. Пушкин

 

Люблю я пышное природы увяданье.

А.С. Пушкин

 

Но красоты их безобразной

Я скоро таинство постиг.

М.Ю. Лермонтов

 

… И убогая роскошь наряда —

Всё не в пользу ее говорит.

Н.А. Некрасов

 

Мы любим все — и жар холодных числ,

И дар божественных видений.

А.А. Блок

 

Кого позвать мне? С кем мне поделиться

Той грустной радостью, что я остался жив.

С.А. Есенин

 

Белеет чернотой сиреневый желток,

Зелёной синевой краснеется чепыжность,

Восточит запад, западит восток,

Роднит людей космическая сопричастность!

Александр Иванов

 

Законченной и общепринятой теории оксюморона не существует. В традиционном понимании – это фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое и основанная на словосочетании.

Оксюморон строится на всех видах подчинения:

а) согласовании:

Наступило вечное мгновение. (Блок);

б) управлении:

Ты, меня любивший фальшью Истины – и правдой лжи. (Цветаева);

в) примыкании:

Нагло скромен дикий взор! (Блок).

 

Однако, по мнению ряда учёных, «оксюморонные отношения могут возникать и между словами или словосочетаниями

а) сочиненными,

б) соподчиненными,

в) словами, входящими в предикативные отношения.

Например:

 

а) Моя безбожная Россия, Священная моя страна! (И. Северянин);

 

б) Виноваты ль мы, коль хрустнет ваш скелет

В тяжёлых, нежных наших лапах? (А. Блок);

 

в) Воистину этот мертвец более живой, чем тысячи людей… (Д. Мережковский).

 

Функции оксюморона в поэзии и в жизни

Зачем используется оксюморон?

1) Привлечение внимания

Оксюмороны хороши как средство для привлечения внимания. Противопоставлением смыслов они могут ошеломлять, поражать, вызывать неожиданные ассоциации, смешить.

 

Оксюморон нередко используется в названиях

— литературных произведений («Мёртвые души» Н.В. Гоголя, «Невыносимая лёгкость бытия» М. Кундеры, «Конец Вечности», «Живой труп» Л.Н. Толстого, «Честный вор» Ф.М. Достоевского, «Оптимистическая трагедия» В.В. Вишневского, «Богатый нищий» Л.Н. Мартынова, «Свирепый рай» П.Г. Антокольского, «Бесконечный тупик» Дмитрия Галковского, «Обыкновенное чудо» Евгения Шварца, «Широко закрытые глаза» Артура Шницлера (роман, по которому снят знаменитый фильм Стэнли Кубрика), «Горячий снег», «Слепящая тьма»),

— фильмов («С широко закрытыми глазами», «Правдивая ложь», «Общество мёртвых поэтов», «Назад в будущее»),

— музыкальных групп (LedZeppelin — «свинцовый дирижабль», BlindGuardian — «слепой страж», Оргия Праведников).

 

А уж сколько оксюморонов украшают страницы книг!

Помните знаменитый оксюморон Белинского: «знакомый незнакомец»?

 

2) Усиление эмоций, драма

Оксюморон позволяет усилить эмоциональность речи, раскрыть единство противоположностей.

Например: мужественная женщина.

Достигается особый стилистический эффект. Отчего мы и в разговорной речи иногда используем такие фразы, как «ужасно приятно» или «кошмар, как здорово»? Мы создаем особое драматическое напряжение в своей речи.

В этом плане показательна поэзия М. И. Цветаевой.

«Предельная напряженность переживания своего «я», постижение мира во всех его проявлениях, одновременно и приятие, и неприятие его, соответственно, сложность её отношений с людьми – всё это предопределяет стремление Марины Цветаевой к переосмыслению традиционных жизненных ситуаций, к игре на контрастах. Как следствие этого, одной из особенностей изображения поэтом мира становится оксюморонность.

Оксюморон позволяет подчеркнуть необычность лирического героя, сложность его мироощущения:

 

Мой день беспутен и нелеп:

У нищего прошу на хлеб,

Богатому даю на бедность,

В иголку продеваю луч,

Грабителю вручаю ключ,

Белилами румяню бледность…

М. И. Цветаева»

(Г. А. Судоплатова. Стилистические функции оксюморона в поэзии Марины Цветаевой // Филология, история, востоковедение, 2011 г.)

 

3) Юмор, разрядка, комический эффект

Мастерами таких оксюморонов были И. Ильф и Е. Петров. Например: «кипучий лентяй», «большой симфонический ансамбль из 3-х человек», «осыпал золотым дождем на сумму 8 рублей».

 

Если вы пишете юмористические стихи, обратите особое внимание на оксюморон.

 

4) Заставляет задуматься, иначе взглянуть на мир
Оксюморон всегда парадоксален и вследствие этого создает впечатление интересное и глубокое.

Что может быть лучше плохой погоды?

 

В дзен-буддизме многие вопросы и предложения наставников к своим ученикам пропитаны духом парадокса и оксюморона. Такие неразрешимые загадки в дзене называются коанами. «Как звучит хлопок одной ладони?» Или: «Если у вас есть посох, я дам вам его. Если у вас нет посоха, я отниму его у вас». Разрешив для себя коан, человек встает на новую ступень видения мира и ситуации.

В следующем примере оксюморон «руку, бьющую меня, целую» передаёт не только сложность взаимоотношений героев, но и выражает идею христианского смирения, любви как самопожертвования:

 

Ты этого хотел. – Так. – Аллилуйя.

Я руку, бьющую меня, целую.

В грудь оттолкнувшую – к груди тяну,

Чтоб, удивясь, прослушал – тишину.

М. И. Цветаева

 

5) Выход за привычные рамки

Употребление оксюморонов – это также один из способов построения фантастических миров, свободных от некоторых правил, обязательных для нашего мира.

«Уникальный случай использования Мариной Цветаевой оксюморонных конструкций — в примере:

 

Коли в землю солдаты всадили – штык,

Коли красною тряпкой затмили – Лик,

Коли Бог под ударами – глух и нем,

Коль на Пасху народ не пустили в Кремль –

Надо бражникам старым засесть на холст,

Рыбам – петь, бабам – умствовать, птицам – ползть,

Конь на всаднике должен скакать верхом,

Новорожденных надо поить вином,

Реки – жечь, мертвецов выносить в окно,

Солнце красное в полночь восходить должно,

Имя суженой должен забыть жених,

Государыням нужно любить – простых.

 

Как видим, все оксюмороны построены по принципу разрушения:

а) логических связей в жизни (конь на всаднике должен скакать верхом);

б) существующих представлений людей о мире (новорожденных надо поить вином, бабам – умствовать, мёртвых выносить в окно, имя суженой должен забыть жених, государыням нужно любить – простых);

в) физических свойств окружающего мира (красное солнце в полночь восходить должно, рыбам – петь, птицам – ползть, реки – жечь).

Данное стихотворение написано в 1918 г., когда рушится привычная жизнь, все поставлено с ног на голову. И оксюмороны, разрушающие привычные представления о мире, как нельзя лучше передают чувства человека, который видит происходящее, – и увиденное пугает его.»

(Г. А. Судоплатова. Стилистические функции оксюморона в поэзии Марины Цветаевой // Филология, история, востоковедение, 2011 г.)

 

Оксюморон – яркий и сильный прием, крайне простой и невероятно сложный.

Выдающийся афорист Станислав Ежи Лецговорил: «Миг осознания своей бездарности – это проблеск гения»! Это тоже оксюморон.

Придумывать оксюмороны – увлекательное занятие.

Обязательно попробуйте!

 

Елена Сивачева — открытый курс по развитию речи для взрослых «Говорящие слова»:

https://vk.com/verbis.aut.factis

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *