Егор ЧЕРКАСОВ
Нижний Новгород
— Владимир, совсем недавно у вас вышел 11 номер журнала «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ/INFINITE«. Каким критериям должен соответствовать современный литературный журнал?
— Он должен публиковать исключительно художественные тексты, фото, графические иллюстрации. В нем не должно быть ничего желтого, никакой политики, никаких скандалов, никакой нецензурщины…
Литературный журнал – это не новостное СМИ. Его уровень — на порядок выше. Отсюда – высокие требования к материалам, поступающим в редакцию. Еще выше — к публикуемым.
Поскольку я профессионально занимаюсь поэтическим делом, рубрика «Поэзия» для меня — в приоритете. Но и проза, и даже публицистика могут быть поэтическими.
Как известно, в поэзии недопустимы повторы, стереотипы, уже принятые обществом речевые формы. Поэзия – это всегда строительство нового слова. Значит, новизна – это критерий.
Авторы должны остро чувствовать современный момент, не ностальгировать о прошлом, и не придумывать будущее. Настоящий поэт – всегда провидец, будущее он не фантазирует – видит. Как вы понимаете, это критерий.
В своей редакторской работе – да, и не только в ней — я воспринимаю тексты живыми существами, имеющими свои, независимые от авторов, судьбы. По этому критерию меня мало интересуют «прежние авторские заслуги». Слабые тексты, когда-то сильных авторов лучше не публиковать. Это вредит и изданию, и авторам.
Еще один критерий – толщина журнала. Часто бывает так, что главного редактора просят поставить в номер что-нибудь «по дружбе». Поддающийся редактор, ошибаясь, может раздуть номер до толщины книги. Но журнал – не книга. На мой взгляд оптимальные журнальный объем – 250 страниц.
Важное значение имеет графическое, дизайнерское оформление издания. Я окончил Академию художеств и мне больно смотреть на журналы, разрисованные дилетантами. Рассуждения типа «я так вижу» — для кухни. Если редактор не обладает собственным художественным чутьем он должен привлечь в команду профессионалов, доверять их мнению.
Редактор обязан очень внимательно относиться к набору текстов. К шрифтам. В акцидентных шрифтах буквы могут быть сложно нарисованными, перевернутыми с ног на голову – такие шрифты можно использовать исключительно в заголовках.
В текстах допустимы только наборные шрифты. Тут главный критерий – легкая читаемость. Я знавал редакторов, которые ради «незабываемых образов» набирали тексты какими-то витиеватыми курсивами или кириллицей. Даже при огромной симпатии к древнерусским буквам «рисовать» ими тексты – создавать трудности прочтения и соответственно отворачивать читателей.
Вообще, современный журнал – это продукт производства. Подчеркну не товар – не все журналы продаются и покупаются на рынке – а именно продукт. От качества работы его производителей зависит жизнеспособность издания.
Тому, кто этого не понимает, кто не может в режиме многозначности решать все перечисленные мной вопросы нечего и браться за издание. Это – тоже критерий.
Выход номера из печати не повод для праздности. Редактор обязан обеспечить распространение, и самое главное – собрать отклики на материалы номера. Если новый автор не интересен читателям, если его тексты воспринимаются равнодушно – без похвалы или хулы — я его больше не публикую. И это не конъюнктурный подход – я не заигрываю с читателями посредством авторских произведений. Это – скорее, своеобразная форма выявления читательских запросов. Востребованность издания – может быть, главный критерий.
— Расскажите про проект «Мост поэтов». В чем его цель, новизна, особенность?
— Знатоки истории поэзии знают о совместных выступлениях Владимира Маяковского и Игоря Северянина, закончившихся в 1914 году распадом дуэта. Известно также и о том, что в 1918 году поэты-соперники вновь сошлись, чтобы провести громкий поэтический батл, в котором Маяковский – ожидавший безоговорочной победы — неожиданно проиграл. А Северянин был признан «Королем поэтов».
Прошло 100 лет, и противостояния в поэзии стали не актуальны. Каждый поэт – это вселенная. Гораздо интереснее сплести две – три, или четыре — вселенные в одну. Посмотреть на действительность одновременно с нескольких точек зрения. Зачем? Чтобы «плоский» мир увидеть объемным. Чтобы мир засверкал новыми – по-новому увиденными поэтами – гранями. Современные авторы, которые этого не чувствуют, продолжают соперничать, конкурировать друг с другом. Им потворствуют устроители современных поэтических батлов, организаторы всяких конкурсов.
До перестройки советская власть поощряла «социалистические соревнования» во всех сферах жизни. В том числе, и в литературе. К каким «результатам» это приводило наглядно показано в фильме «Шапка» с блистательным Владимиром Ильиным в главной роли. Его герой Фима Рахлин, автор «11-книжек о хороших людях», посчитал, что он — как писатель — достоин престижной пыжиковой шапки. А не какого-то унизительного головного убора из «кота домашнего, средней пушистости». Фима забывает о литературе, борется за шапку и оказывается в больнице с инсультом.
Во время перестройки «социалистическое соревнование» превратилось в рыночную конкуренцию. Теперь многие авторы, равно-удаляясь от коллег по цеху, тратят время на лайки, на пиар, всеми доступными способами «раскручивают» собственное имя, стремятся монетизировать свое творчество.
Они не осознают главного — настоящая Русская поэзия как была, так и остается соборной, взаимодополняющей, вне конкурентной. Вклады в нее каждого поэта – это хвоинки, из которых складывается великий поэтический муравейник. Муравей ведь не кричит о своем труде, не требует признания и аплодисментов – просто строит.
Почему Александр Пушкин так дорожил лицейской дружбой? Потому что только в дружбе – в любви, во взаимном уважении, в радости от удачи другого человека – можно учиться поэзии, дополнять друг друга, совершенствоваться в литературном мастерстве, строить межличностные мосты…
Наш, затеянный с Еленой Крюковой – известной Нижегородской поэтессой – «Мост поэтов» преследует те же цели. В этом его «новизна» и главная особенность.
— Две мои поездки в Петербург подарили мне две встречи: с вами и с Николаем Коняевым. Кого бы ещё вы могли порекомендовать в культурной столице для встречи с молодежью, с начинающими в творчестве людьми?
— Рекомендую моих друзей – поэта, президента Литературного фонда «Дорога жизни» Дмитрия Мизгулина, поэтессу и известную актрису Анастасию Микульчину, невероятно афористичного, мистического прозаика Андрея Россета, «тонкого» поэта и барда Владимира Шемшученко, мастера современного фэнтези, историка Павла Виноградова … Вообще — всех питерских авторов журнала «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ/INFINITE».
В нашем городе, на улице Гагаринской, есть популярное арт-кафе «Книги и кофе». В нем, один раз в месяц, я — как ведущий — провожу «Поэтические вторники». На мой взгляд, это лучшее место для знакомств и первых встреч.
Много интересных людей появляется на мероприятиях, организуемых нашим журналом — анонсируются они на Портале HOHLEV.RU. Предлагаю молодежи следить за новостями и не пропустить главные. Если начинающий автор в момент проведения мероприятия – не в Санкт-Петербурге, он может написать своим знакомым, которые у него есть нашем городе и передать им мое приглашение.
— Поскольку основная аудитория, которая будет нас читать — молодежь, у меня напрашивается такой вопрос: кого из современных поэтов и прозаиков вы бы рекомендовали молодым ребятам к внимательному чтению и изучению?
— Раз речь в вашем вопросе не идет о личных встречах, «внимательно читать и изучать» я рекомендую, недавно ушедшего от нас, выдающегося питерского поэта Андрея Романова. В моем восприятии современной питерской поэзии, нет более «современного» автора.
Я дружил с Андреем без малого десять лет — не переставал и сейчас не перестаю удивляться его текстам. В них — в соседних строчках — каким-то удивительным образом соединялось малое и большое, пыль дворика на Лиговке и межзвездная пыль далекого космоса.
Ритм, интонации, слова в стихах Романова поражают новизной и свежестью. Образы – сильны и остры. Запоминаются надолго – это показатель качества поэзии.
А в прозе молодежь может для себя многое почерпнуть у Николая Тропникова, для начала рекомендую найти в сети его короткий рассказ «Белое, раннее», и насладиться настоящим литературным словом.
— Существует ли культурные мосты в области литературы между Питером и другими городами?
— Конечно. В первую очередь это реальные телемосты, которые периодически проводит Президентская библиотека с нашим участием – с их помощью соединялись поэтические берега Москвы, Тюмени и Санкт-Петербурга, планировался телемост с Нижним Новгородом – ему помешала пандемия коронавируса.
Также налажены постоянные информационные мосты со Смоленском, Брянском и Овстугом, Ханты-Мансийском, Омском, Великим Новгородом, Архангельском, Вологдой, Кирилло-Белозерским монастырем-заповедником, Воронежом, Ярославлем, Петрозаводском и другими городами России.
Что касается мостов с зарубежьем, журнал — в постоянном контакте с Чикаго и Брюсселем, Израилем и Словенией, Болгарией и Англией, Сербией и другими странами…
— В Нижнем Новгороде много пишущих молодых людей. После написания первого романа, повести, или скромного рассказа, многие не знают, как дальше себя проявить, куда податься, где опубликовываться, в какие союзы идти. Что бы вы посоветовали в таких случаях?
— Я бы посоветовал присылать тексты на почту Hohlev@list.ru с пометкой «первый опыт».
Если лично у меня не окажется времени для прочтения, я попрошу об этом кого-нибудь из редакционного совета.
Кстати сказать, в журнале «Невечерний свет/Infinite» возможно уже в 12-м номере появится рубрика «Молодая литература» — приглашаю вас, Егор, войти в состав молодежной редколлегии издания.
Если молодым авторам общение с одной редакцией покажется слишком узким – рекомендую отправлять рукописи в журналы: «Подъем» (Воронеж), «Север» (Петрозаводск), «Под часами» (Смоленск), «Второй Петербург» (СПб), «Перископ» (Волгоград), «Дон» (Ростов-на-Дону).
— Большинство наших читателей — ребята, изучающие литературу за школьной партой. От них вам такой вопрос: как научиться читать классическую литературу, далёкую от сегодняшней реальности, и при этом не получить двойку?
— В первую очередь, надо полюбить ее читать. Без этого литература может стать в тягость. Чтобы полюбить – нужно проделать определенную работу внутри себя. В первую очередь, попытаться понять — для чего вообще, чтение. Когда есть кино, видео…
В книге мы видим только текст, составленный из маленьких, черных букв. Но оказывается, что эти буквы, слова… способны невероятным образом разгонять фантазию, рождать в голове яркие сцены и действия, будить личные ощущения, побуждать к сопереживанию героям произведения. То есть, активировать внутренний мир, который всегда гораздо богаче — с более широкими возможностями — чем мир внешний… К примеру, в реальности обычный человек не может бегать по волнам, в фантазии – запросто.
В разряд классиков автор попадает не просто так. Заурядный писака не попадет. Если автор не зауряден, значит у него можно научиться незаурядности, даже — как сейчас говорят – креативности… Значит у него можно найти и перенять что-то важное, какие-то мысли, главные идеи… Разобраться в жизненных ценностях – которые в любые времена, при любых модах и навязываемых трендах – одинаковы. То есть, получить важную для себя информацию.
Наконец, классическая литература, априори ненавязчиво учит формулировать — составлять предложения из слов. Доносить другому человеку содержание мысли четко и внятно. По возможности в самой краткой форме — это при современном ритме жизни имеет громадное значение.
Я удивляюсь молодым людям, замахивающимся на великие достижения в бизнесе… и не способным «связать двух слов». Удивляюсь молодежному лексикону, базирующемуся на словах типа: «короче», «приколько», «клево», «не парься» и им подобным. Про словечки из уголовного сленга и откровенный мат я вообще не говорю.
Как без грамотно поставленной, убедительной речи – которой можно научиться только у классиков — молодые бизнесмены будут продвигать свои проекты и бизнес-планы? Никак… Отвергая классическую литературу, они заведомо обрекают себя на неуспех.
Про двойки… или пятерки, мне кажется вообще не нужно говорить. Отношение к оценкам должно быть спокойным. История литературы знает двоечников, которые стали известными писателями.
— Какую книгу вы читаете в данный момент?
— «Свет сотворения мира» Андрея Романова, о котором я уже сказал. Это поэтический сборник его лучших произведений.
Фокус в том, что пишущий человек, читая тексты другого пишущего человека, способен «поймать» нужную — хоть и чужую — интонацию, и настроить собственные струны на нужный поэтический лад.
Я не говорю о подражании, я говорю о вхождении в «поэтическую воду». В которой автор будет плыть уже своим стилем.
Романов, как никто из современников, способствует этому. Чтобы не быть голословным, предлагаю закончить наш разговор стихотворением, давшим название всей книге.
С вашей помощью, Егор, обращаюсь к молодым, начинающим авторам: почувствуйте поэтическую силу текста, прочитайте его несколько раз, вникните в суть сказанного, отпустите свое воображение, представьте себе «трамваи на цыпочках, слушающих снег» и другие образы, рождаемые простыми словами.
СВЕТ СОТВОРЕНИЯ МИРА
Я назвал бы Вселенную именем долгим твоим.
Победив небытье, не успев насладиться победой,
Разбежались трамваи, как будто Персей с Андромедой –
Опустела жилплощадь, чтоб места хватило двоим.
Равнодушный рассвет прикоснулся к твоим волосам,
В ожиданьи морозов надел он походные унты.
Чтоб тебя отыскать, мне отпущены были секунды,
Если на слово верить космическим звёздным часам.
Опускается снег, заглушая шатанья людей.
Атом выбросил кванты, как белые флаги квартира
Осаждённого города. Свет сотворения мира
Только-только достиг петербургских ночных площадей.
И трамваи привстали на цыпочки, слушая снег,
Тот, который родился на фирновом лбу Эвереста,
И Дворцовая площадь, как будто чужая невеста,
Мне напомнит тебя – ту, которой давно уже нет:
Наша юность ушла, простудившись на встречном ветру.
Образумилась Лиговка. Мойка не знает сомнений.
И на встречном ветру, в предстоящем бреду наводнений,
Ты мне шепчешь сквозь вьюгу, что я никогда не умру.
— Владимир, давайте на этой высокой поэтической ноте закончим наш разговор. Спасибо за беседу.
— И вам спасибо. Успехов молодым… Хорошего финала лета и начала нового учебного года.
.
Источник: https://cherkasov-egor.ru/interview/интервью-с-санкт-петербургским-поэто/