Гость редакции — актриса Санкт-Петербургского Театра музыкальной комедии, заслуженная артистка России, лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая женская роль в оперетте и мюзикле» за роль Кристины Иллишхази в оперетте Е. Хуски «Баронесса Лили», в 2019 году член жюри «Золотой маски» — Валентина Кособуцкая.
Валентина Григорьевна Кособуцкая
Окончила Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии (курс Л. Ф. Макарьева).
Тяготеет к острохарактерным, порой гротескового рисунка ролям. Среди них: Розмари («Как сделать карьеру»), тетя Полли («Приключения Тома Сойера»), Дуняша («Бабий бунт»), Беатриче — первая исполнительница в «Труффальдино», Розита («Дон Жуан в Севилье»), жена и Флорентина («Ах эти милые грешницы»), Эби («Мышьяк и старое вино»), Татьяна Фёдоровна («Ошибки молодости»).
В кино снимается с 1974 года. Зрителям запомнилась, прежде всего, по роли Беатриче в музыкальной комедии Владимира Воробьёва «Труффальдино из Бергамо», Двуличе в сказке «Весёлое сновидение, или Смех и слёзы» и Бабы-Яги в музыкальной сказке «Новогодние приключения Маши и Вити».
— Валентина Григорьевна, как изменился театр после перестройки?
— Театр постепенно становится все более коммерческим. Раньше он был нашим вторым домом, а сейчас актеры считают его только местом работы. У нас не стало вечеров по поводу того или иного праздника, забыли о капустниках. Получается, что больше всего мы общаемся на гастролях, а они бывают не так часто.
Театр стал составной частью творческой деятельности. Актеры работают в театре, на телевидении, в кино, на радио, реализуют свои собственные проекты и отбывают с ними на гастроли…
И это, наверное, замечательно, если все работы «на уровне», но я видела антрепризы, которые «ни в какие ворота».
— Что в театре не должно меняться никогда?
— Обязательно надо любить дело, которым ты занимаешься, и делать его честно.
Вот как в цирке! Там нельзя схалтурить, работать в полноги. Ведь тогда можно упасть с большой высоты на арену. Вылететь из седла. В конце концов, тебя могут просто съесть хищники.
В театре, конечно, безопаснее, но, образно говоря, «сесть в лужу» можно.
— В чем специфика театра?
— Театр – это огромный коллективный труд.
Поэт пишет стихи, художник пишет картину в одиночестве, а в театре участники спектакля – актеры, хор, балет, дирижер, монтировщики сцены, гримеры, костюмеры — съезжаются в одну точку, чтобы вместе делать одно творческое дело.
— Попробуем ответить на вопрос: для чего зритель идет в театр? Молодежь сейчас может сказать: зачем мне куда-то идти? У меня есть интернет.
— Ничто не сравнится с живым общением. Между зрителем и актерами происходит живой контакт. Идет взаимная эмоциональная подпитка. Один и тот же спектакль может идти по-разному. Это зависит от того, какой зритель сегодня пришел на спектакль и какой сегодня идет посыл со сцены. И для нас, актеров, очень важно, с каким приобретением уходит зритель из театра.
— У театра должна быть воспитательная функция?
— На подсознательном уровне – это возможно, но прямого назидания, как мне кажется, быть не должно. Воспитание ближе к семье, к родителям…
Театр действует как книга. Человек читает книгу – погружается в нее и находит что-то созвучное собственному «я».
И еще о воспитании. Сейчас говорят, что школа не должна воспитывать. Я не соглашусь с этим.
— Поддержу вас, потому что работал в школе. И не только образовывал своих учеников, или, как сейчас говорят, снабжал их компетенцией, но и воспитывал.
Если взять пример из живописи. К примеру, картину Федора Решетникова «Опять двойка». Она воспитывает?
— Учиться плохо – стыдно! Герой, получивший двойку, даже не может посмотреть в глаза маме и сестре. Ему стыдно! Замечательное чувство! Воспитывающее!
— Что главное в театре?
— Театр должен говорить о человеке. Отвечать на серьезные вопросы, которые ставит жизнь. Заражать высшими помыслами.
Размышлять вместе со зрителем о предназначении человека в этом мире.
— Я часто ухожу из театра не отдохнувшим, а уставшим…
— Боже мой! А почему в театре нужно только отдыхать? Я не понимаю. Отдыхать можно у фонтана. А здесь – усталость приобретения. Хорошая усталость. Не вижу ничего страшного в этом.
В нашем театре на «Мистере Икс» или на «Марице» вы услышите прекрасную музыку, прекрасные голоса, и я не думаю, что у вас возникнут серьезные проблемы задуматься о жизни.
А вот посмотреть в драматическом театре серьезную пьесу – это труд.
— По-моему, в театре много научно-исследовательской работы. Актеры отдают зрителю то, что открыли…
— Конечно. Когда репетируется спектакль, актеры погружаются в заданную тему.
А зритель приходит на один вечер. Поэтому актеры более подготовлены отдавать. Тут вы правы. Задача зрителя – взять, понять, присвоить, подняться хотя бы на ступеньку вверх.
— Ваше отношение к новациям и экспериментам?
— Сейчас много экспериментируют над классикой, и режиссеры ждут, когда о них заговорят как о новаторах. Переодеть, например, героев Антона Павловича Чехова в современные костюмы, перенести действие в космический корабль, женские роли дать играть мужчинам и наоборот – это еще не новаторство.
А вот раскрыть глубину произведения, учитывая время, место и предполагаемые обстоятельства, в которых живут герои, найти созвучие с сегодняшним днем – по-моему, самое главное. Тогда можно — и в современных костюмах. Я убеждена, что автора нельзя ставить в третий ряд. Он должен быть в первом.
— У Юрия Бутусова — Гамлета играет женщина.
— А вы смотрели этот спектакль? Как вам?
— Сначала я был в шоке, потом увидел в этом смысл. Поверил, что может быть такой Гамлет. В нас перепутано женское и мужское…
— А разве актер-мужчина не может сыграть это же самое? Почему нужно играть женщине, чтобы показать женское? По-моему, это противоестественно.
— В разных видах искусств мы наблюдаем смену стилей. К примеру, в архитектуре – романский стиль, готика, классицизм, модерн, конструктивизм, постмодернизм и так далее… В каком направлении движется театр?
— Скажу о нашем театре. Он называется «Театр Музкомедии». С давних времен в нем шли классические и советские оперетты. Когда в театр пришел Владимир Егорович Воробьев – замечательный, интереснейший режиссер, он поставил первый русский мюзикл «Свадьба Кречинского». Потом «Дело» Сухово-Кобылина на музыку Александра Колкера. Затем появились чеховские «Свадьба с генералом» и «Медведь». Потом — «Труффальдино» Гольдони и много других спектаклей, которые не являлись опереттой.
Сейчас к нам пришли мюзиклы «Бал вампиров», «Голливудская дива», «Чаплин», «Канкан» и так далее.
— Вы не упомянули «Кабаре для гурманов».
— Да, вы посмотрели? Каковы впечатления? Но это не мюзикл.
— Дело в том, что с молодости я в большей степени был приучен к драматическому театру. Где надо работать. Видимо, поэтому с первых тактов музыки мне показалось, что будет некое простенькое развлечение… Но, когда пошло действие и стали раскрываться образы героев, когда я стал следить за тем, что происходит и как происходит, – я потерял время. До того, что удивился объявлению «Антракт».
Мой следующий вопрос: вы практически всю жизнь работаете в одном театре. Это не утомляет?
— После института меня пригласил в театр Владимир Воробьев. 15 лет мы работали вместе, и мне было интересно всегда. Конечно, после его ухода из театра в творческом плане были довольно скучные периоды, но я ведь еще 7 лет преподавала в Консерватории на оперном отделении сценическую речь. Сделала много интересных программ со студентами, получила хороший опыт. Снималась в кино.
Сейчас в нашем театре ставят спектакли очень разные режиссеры, и для актера это тоже интересный опыт. Нет, мне не скучно. Я не утомлена!
— В чем счастье актрисы?
— Вы резко поворачиваете. Как родился этот вопрос?
— Как-то меня спросили: в чем счастье поэта? Я ответил: стоять на сцене перед микрофоном и читать свои стихи. Хотя до этого считал счастьем – пережить сам момент рождения стихотворения.
— У меня поэтапно. Сначала я счастлива, если получаю хорошую роль. И, кстати, мне не важен её объем. Второй момент – это сама работа, репетиции. Процесс длительный, и если мне интересно, то я опять счастлива.
А если зритель получает невероятное удовольствие от общения с моим персонажем, которого – говоря образно – я вынянчила, то опять – счастье.
— Ваше самое яркое впечатление от театра. Когда и где это было?
— В январе этого года меня пригласили поработать в жюри национальной театральной премии «Золотая маска». Музыкальные театры… Мы посмотрели больше сорока спектаклей. Это был потрясающий опыт. В фестивале принимали участие театры Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Красноярска, Новосибирска, Екатеринбурга, Казани, Воронежа и Самары. Мы смотрели и оценивали художественные достижения в балете, опере и мюзикле.
Огромное впечатление произвел балет «Нуриев» — режиссер Кирилл Серебренников, балетмейстер Юрий Посохов. Из опер мне больше всего понравились оперы «Триумф времени и бесчувствия» — режиссер Константин Богомолов, дирижер Филипп Чижевский, театр Станиславского и Немировича-Данченко, и «Жанна на костре» — режиссер Ромео Кастеллуччи, дирижер Теодор Курентзис, Пермский театр оперы и балета.
И наконец, мюзикл «Римские каникулы» — режиссер Филипп Разенков. Спектакль сыгран легко, весело, с прекрасным чувством юмора, с вкраплениями гротеска, подчеркивающего национальный итальянский колорит. Нет ни одной проходной роли. Все отлично! Вот такие впечатления.
— Как в рамках роли вы очерчиваете границу своей профессиональной актерской свободы?
— Какой заковыристый вопрос! Если в роли я чувствую себя свободно, то могу импровизировать. Допустима пластическая импровизация и словесная, если она добавляет какие-то нужные краски персонажу. Я не имею в виду классику.
— А как с внутренней цензурой?
— Внутренняя цензура должна быть обязательна. На сцене нельзя себе позволять того, что не допустимо. Это зависит от культуры человека, актера.
Категорически не приемлю любую ненормативную лексику… У театра достаточно выразительных средств, чтобы не впадать в нецензурщину…
— Вопрос об актерском преображении. Чтобы сыграть другого человека нужно ли им стать?
— Как можно стать другим человеком? Я не могу. В вопросе преображения я бы отметила четыре фактора: роль, выписанная автором; моя копилка наблюдений; моя фантазия и мое собственное тело, готовое преображаться, как глина у скульптора. И еще у меня есть два помощника – грим и костюм.
— Как актриса вы проявили себя в разных амплуа. Какой образ вам ближе всего? И почему?
— Действительно, я играла и играю очень разные роли… Если определять амплуа, меня в театре считают характерной актрисой. Но я всегда стремилась и стремлюсь, чтобы мои персонажи никогда не были похожи, даже если они характерные.
Мой любимый Евгений Евстигнеев играл очень разных людей и преображение у него было не внешнее, а внутреннее. Это высочайший класс актерского мастерства!
А что касается вопроса: какой образ мне ближе – ответить не могу. Это как о папе и маме – кого ты любишь больше?
— Бывает, что вы забываете текст? Как с этим справляетесь?
— Знаете, какой самый страшный сон у актеров? Надо выходить не сцену, а текста не помню. Всегда просыпаюсь в ужасе!
Но это – во сне! А наяву, когда что-то забудешь в тексте разговорном – это не страшно. Можно заменить слова, в конце концов выдать какую-нибудь импровизацию через паузу. Но если заклинит во время музыкального номера… Музыка ждать не будет, остановиться не может… Вы понимаете. Но у меня – слава тебе Господи – не было ничего подобного.
Хотя, помню я играла в спектакле «Путешествие Нильса с дикими гусями» Акку… И вот я лечу, машу руками-крыльями… И вдруг строчка выпадает из памяти. Я в секунду придумала свой текст. В рифму! Это – от страха!
— Есть актеры, которые свои артистические навыки используют в повседневной жизни. Вы разделяете сцену и жизнь? Как часто вам хочется сыграть не на сцене?
— Отвечу лаконично: никогда!
Замечательный Георгий Михайлович Вицин говорил: «Уходя со сцены, не забудьте выйти из образа». Какое счастье и роскошь – всегда быть самим собой.
— О вас пишут «знакомая незнакомка»…
— В женщине должна быть тайна…
— Спасибо!
Беседовал Владимир Хохлев
aipornpictures.org
Hi there! This is my first comment here so I just wanted
to give a quick shout out and tell you I truly enjoy reading
through your articles. Can you recommend any other blogs/websites/forums that
cover the same topics? Many thanks!