Владимир ХОХЛЕВ: визуализировать можно не только чувства – любые явления нашей жизни

В 2020 году возрожденному альманаху «ДЕНЬ ПОЭЗИИ – ХХI ВЕК» исполнится 14 лет. В преддверии этой даты редакционный совет издания намерен учредить памятный знак «День поэзии», который будет вручаться авторам всех выпусков альманаха и людям, внесшим весомый вклад в проект.

Автор идеи знака – известный Санкт-Петербургский поэт и дизайнер Владимир Хохлев. С ним беседует поэт, главный редактор альманаха «ДЕНЬ ПОЭЗИИ – ХХI ВЕК», Лауреат премии Правительства России Андрей Шацков.

 

— Владимир, ты известен как поэт, ты член редколлегии альманаха «ДЕНЬ ПОЭЗИИ – ХХI ВЕК», но по образованию ты архитектор?

— Да, именно так. Я окончил архитектурный факультет Академии художеств в Санкт-Петербурге, учится у знаменитого Сергея Сперанского, народного архитектора СССР. До этого была художественная школа, а после Академии — преподавал в Средней художественной школе имени Бориса Иогансона. Собственно говоря, мое художественное образование и помогло придумать образ памятного знака альманаха «День поэзии».

Как таковой архитектурной практики у меня сейчас нет, а дизайнерская есть. Я придумываю логотипы, эмблемы, товарные знаки, ордена и даже гербы, как графический дизайнер. В этом деле без ассоциаций не обойтись. А ассоциации – мой конек.

— Расскажи о нашем знаке.

— Когда встал вопрос о проекте знака, мысли в моей голове зашевелились сразу. Так сложилось, что со второго выпуска альманаха я стал участником «ДНЯ ПОЭЗИИ», не понаслышке знаю его историю, люблю альманах и его авторов. Захотелось визуализировать свои чувства…

Замечу, что в ходе постоянных размышлений о целях и задачах графического дизайна, в анализе реальных практических достижений я пришел к удивительному выводу: визуализировать можно не только чувства – любые явления нашей жизни. Это понимание – в ассоциативном проектировании – ключевое.

Начался поиск образа нового знака, пошли эскизы, варианты «калька на кальку». В итоге, в один прекрасный день идея родилась.

Хочу рассказать о его графическом построении и ассоциативном наполнении. Центральный внутренний медальон с книжным томиком и лентой текста вокруг – это традиционные геральдические элементы. Тут стоял вопрос лишь об их гармоничном сочетании.

Новый художественный образ знака задает внешний обвод с лучами-протуберанцами. В нем ассоциированы несколько визуальных образов: солнца, цветка, света, некоей поэтической вспышки, сияющей звезды… Если внимательно приглядеться к графике в ней можно найти четыре короны, розу сторон света, даже намек на терновый венец, символизирующий жертвенность.

В той или иной степени, все эти образы присущи Поэзии. И все они таинственным образом соединились в знаке.

— Да, это удивительное сочетание… Когда я впервые увидел твои эскизы – они понравились сразу. Наверное, знак не сложился бы без твоего умения ассоциировать… Расскажи об этом подробнее.

— Ассоциация – это подобность, тождественность. Когда что-то на что-то похоже. Без ассоциаций, метафор — нет Поэзии. В дизайне ассоциации позволяют создавать богатые, наполненные разными смыслами художественные образы… Человек смотрит на форму, линию, или на абстрактное пятно и угадывает в них знакомые предметы, явления. Все мы занимались этим в детстве, когда всматривались в облака или в рисунок на обоях…

Чем больше в дизайнерском объекте ассоциаций, тем он интересней, тем сильнее врезается в память, завораживает, притягивает.

В свое время я инициировал разработку так называемого «метода ассоциативного проектирования», который позволяет «вливать» в один художественный образ огромное число других образов. Синтезировать разные идеи в одной. В этом умении и заключается весь фокус моего ноу-хау.

Несколько лет назад ко мне обратилась редакция питерского журнала «Невский альманах» с просьбой подумать о новом логотипе, в котором современный шрифт должен был содержать намек на пушкинский росчерк. Вот что я предложил.

К моему сожалению, такое решение показалось слишком свободным, вольным… Но в моем портфолио этот логотип остался.

— Я знаю, что тобой написана книжка «Школа русского дизайна». Про ассоциации… Почему «русского»?

— Потому что на Руси в том, что мы сейчас называем дизайном — как мне представляется — были достигнуты выдающиеся результаты. Гончары и резчики, зодчие и художники, вышивальщицы и кружевницы, прежде чем создавать что-то, ломали голову над художественным образом. Придумывали каким быть коромыслу, кокошнику, оконному или дверному наличнику, храму, орнаменту, куполу на барабане храма. И в этом придумывании ассоциативное мышление стояло на первом месте.

Самый наглядный пример – строение луковки церкви. На что она похожа, какие ассоциации в себе содержит? Огонек свечи, шлем война, лист дерева – липы, капля воды… Что рисуют влюбленные на запотевшем окне?  Сердечко. Поверните его на 180 градусов. И мы узнаем знакомый силуэт. Луковкой купол церкви называют потому, что он похож на луковицу. Еще похож на грушу, на нераскрывшийся бутон тюльпана. Абрисом похож на висящую петлю, на букву «л», на деки некоторых музыкальных инструментов… И так далее…

Древнерусские дизайнеры пристально всматривались в окружающее и находили в нем нужные образы. Каждый из которых символизирует что-то свое. Зачем их так много в одной луковке? Чтобы раскрыть богатство веры, которой люди жили. Чтобы обозначить присутствие Бога во всех происходящих явлениях.

С помощь ассоциативного проектирования это удалось.

— В прошлом году ты придумал знак «Невечерний свет». Руководствовался такими же принципами?

— Конечно.

— Кажется, он немного похож на знак «День поэзии».

— Все люди тоже друг на друга немного похожи…

Знаки «Невечерний свет» и «День поэзии» родились в одной душе. Хотя, похожесть наблюдается только в традиционных элементах. В остальном – все разное. «Невечерний свет» построен на хордах. «День поэзии» — на радиусах. В первом нет кривых, во втором – их 16.

Как получилось, что придумывание знаков, фактически заменило для тебя архитектурное проектирование?

— В свое время случилась смешная история со вступлением в Союз архитекторов. Я подготовил выставку своих проектов, собрал необходимые документы, написал заявление… Но мне сказали: «Ваши проекты преимущественно – интерьеры, а нужны объемные постройки — здания…»

Я действительно тогда проектировал преимущественно интерьеры…

Когда в 1995 году меня пригласили работать в Мэрию Анатолия Собчака, архитектурного проектирования в моей жизни совсем не стало. А вот графический дизайн остался. Он не требовал большого времени и позволял реализовывать навыки ассоциативного проектирования.

Мне хочется как-то проиллюстрировать свои слова, рассказать о некоторых работах… Можно?

— Да, пожалуйста.

— Однажды заказчик — большой любитель бабочек — предложил разработать знак парикмахерской, в котором основным элементом должны были стать ножницы, порхающие над головой клиента, как бабочка. Родился вот такой знак. Кажется, тут не надо ничего объяснять. 

В другой раз появился заказ на эмблему и логотип для ювелирной фирмы. В эмблеме должен был присутствовать образ бриллианта, а логотип должен был сиять. Кто знаком с ювелирным делом – знает, как устроен бриллиант — его верхняя часть называется корона, нижняя – павильон. Я решил заглянуть в павильон через корону.

Название фирмы — псевдоним знаменитой в начале ХХ века, русской писательницы Теффи. В графике я попытался учесть это обстоятельство – применил не очень современный и немного «женский» шрифт.

 Еще один пример — знак моего собственного дизайнерского бюро «Квадр», которое существовало с 1992 по 1995 год. Слово «квадр» обозначает камень для кладки стен, отесанный с четырех сторон. В знаке соединились образы этого камня и измерителя, в форме латинской буквы «V», символизирующей «викторию», то есть, победу.

Интересен знак ассоциативной школы. Восемь искр-звездочек, расположенных на круге, и одновременно – в углах двух квадратов.

— Такие звездочки можно найти в нескольких твоих работах. В эмблеме журнала «Невечерний свет/Infinite», в знаке «Невечерний свет», даже в твоем гербе. Почему?                               

— Потому что мои ассоциации – это я сам. Поэзия – любимое дело жизни – это ассоциации. Звездочки на круге – это начатки нового образа. Помните, у Анны Ахматовой: Сжимается какой-то тайный круг…  Квадраты символизируют Пушкинский «магический кристалл», через который различается «даль свободного романа». Знак школы — это в первую очередь поэтический образ.

Есть другая школа — Школа начинающих авторов. В ней я даю поэтические уроки. Один из них называется «Слои». Его тема точно попадает в тему нашего разговора.

Урок посвящен разбору стихотворения Бориса Пастернака «Гамлет». Когда мы стали углубляться в смысл слов этого произведения, нам открылась фантастическая многослойность и многозначимость текста. Оказалось, что у Пастернака одно слово может обозначать явления 8-9 поэтических пластов. Благодаря этому «Гамлет» и завораживает читателя… Ассоциативно. Как бы просит разгадать, о каком явлении — совокупности явлений — идет речь…

Вы упомянули мой герб. Это вообще, отдельная история.

Изначально изображение появилось на некоторых моих книгах, как эмблема издательства «Город», но в последующем действительно стало гербом. Наверное, потому что также выполнено с соблюдением геральдических канонов. В гербе есть щиток, есть три пары крыльев, символизирующих полет вдохновения… Пока нет девиза, но я думаю, что в скором времени он появится. Сейчас герб выглядит так:

  Хотел бы показать еще один, и своих знаков. Это эмблема фирмы, производящей летательные аппараты. Я попытался ассоциировать состояние полета. Получилось?

— Несомненно. В линиях я вижу какое-то парение, скольжение по воздуху…. Можешь рассказать, как именно ты достигаешь таких эффектов?

— Есть некоторые профессиональные секреты, но в целом все просто.

Все ассоциативные образы созданы до меня. Моя задача их найти, увидеть… Как это ни покажется странным, в наш компьютеризированный век ассоциации живут не в виртуальной, не в рукотворной реальности — в природной. В живой природе. В чарующих изгибах веток, в формах камней, волн, обросших мхом пней, в линиях ручьев и рек, в нагромождениях снега и льда… В крыльях стрекоз и бабочек, в характерных формах домашних и диких животных… В спиральном домике улитки… Короче, во всем, чем нас окружает живая природная среда. Нужно только внимательно всматриваться в это окружение. Вглядываться, изучать его.

Был период, когда я очень любил рисовать деревья. Обычным пером, тушью на бумаге… Иногда рисовал, срисовывая — стараясь просто повторить природный образ… Чаще рисовал, ассоциируя — стремясь зарядить рисунок некими дополнительными намеками… Вот, один из таких опытов. Это ива. Но не простая ива. Линии веток и листьев передают определенное состояние человеческой души, потоки мыслей, настроений… Если хотите – сумятицу мыслей, задаваемую порывами ветров – событий окружающих человека.

А вот просто срисованная сосна.  

Зачем срисованная? Мне хотелось понять принцип строения формы дерева. Почему оно такое? Как соединяются его части – ветви, иголки… Соединяются в кажущемся хаосе. На самом деле – в настоящей гармонии. И сосну я, вроде бы неплохо, срисовал, но ничего не понял. Природа не так проста, чтобы открывать свои секреты любому. Только самый честный, бесстрастный и чистый человек, может быть удостоен ее откровений.

Кстати, в поэзии действуют те же правила. Однако, не каждый автор творит новые тропы, многие просто используют уже кем-то когда-то найденное. Не понимают, что, используя, автор перестает быть поэтом, в истинном значении этого слова.

— Владимир, может быть, приведешь пример своих «личных» тропов? Покажешь что-нибудь из своего поэтического багажа. Чего до тебя не было?

— Пожалуйста. Первая строфа любимой вами поэмы «Поэзия-Санкт-Петербург».

.

Поэтический сон… Рифмы-крыши во сне встрепенулись,

разложили проспекты листы городских площадей.

Шпили башен в чернила Невы, не спеша, окунулись…

и стихи потекли — про несчастья и счастья людей.

.

До меня никто не ассоциировал рифмы с крышами. Хотя тут явное тождество. Если крыша завершает дом, рифма завершает выстроенную строку, покрывает ее.

До меня никто не предполагал, что проспекты — как руки, могут раскладывать городские площади — как листы. Это новые художественные образы.

До меня шпили башен, кажется, не рассматривались поэтами, как перья, а воды Невы – как чернила…

— Вернемся к знаку «День поэзии». В нем есть ассоциации, которые ты не назвал? Которые еще нужно будет разгадать?

— Конечно. 

— Какие?  

— Ну, зачем же я буду лишать вас и всех остальных возможности их найти. Посмотрите на знак не фронтально, а под определенным углом – вам обязательно кое-что откроется… Только найдите этот, нужный угол зрения… Подержите знак против света, и вы увидите…

У меня есть правило. Я никогда не публикую нового стихотворения, не прочитав его вслух. Зачем вслух? Чтобы проверить написанное на гармоничность звучания… Чтобы исключить ненужные, случайные звуки, сочетания звуков.

Такая же история — в дизайне.

В новом знаке не должно быть случайных, не художественных образов. Поэтому перед представлением проекта публике я всегда проверяю его — на прямые, косвенные и случайно залетевшие образы. В процессе этой проверки мне иногда открываются дополнительные смыслы сотворенного. Это очень интересно. Попробуйте.

Но конечно, самое интересное – это непосредственная работа с линией, пятном, шрифтом….

Вот к примеру, чем по-вашему — какой ассоциацией — можно «зарядить» привычную нам букву «А»?

— Никогда не задавался таким вопросом...

— А я вам сейчас покажу.  Вот обычная буква, линии которых я назову «мертвыми».

Нарисуем ее в «живых» линиях. И буква сразу приобретет некую индивидуальность. Непохожесть на другие «А».

Сделаем более устойчивой.

Теперь — грустной.

Теперь развеселим, заставим прыгать от радости.

В зависимости от поставленной задачи, абрис буквы мы можем менять так, как необходимо для решения этой задачи.

Такой принцип — алгоритм мышления и действия — легко распространить на весь графический дизайн – на шрифты и изображения, на растры и заливки, на линии и пятна. Под моей рукой может ожить любой дизайнерский объект.

Как, к примеру «зарядить» лист динамикой, скоростью? А вот так:

Что мы видим, глядя на рисунок?

Либо что-то в стремительном вираже куда-то уносится. Либо, наоборот, что-то выплескивается навстречу нам. В обоих случаях присутствует динамика, движение…

Кажется, что я говорю, о привычных вещах, но что удивительно — многие книжные, журнальные дизайнеры, рекламные художники, создатели реклам и афиш об этом не задумываются – заимствуют в Интернете готовые шаблоны и успокаиваются на этом.

— Мне вспомнился знак Союза писателей, который ты придумал несколько лет назад… С перышком… 

— Да, там были интересные ходы мысли. То, что вы назвали перышком, одновременно должно было походить на какой-то писательский росчерк в строке, на авторский автограф, на рассыпавшуюся стопку листов бумаги, на дым сигареты, даже – на дерево, к примеру, рябину… Это перышко мы располагали в круге и так, и сяк… В итоге — оно встало строго вертикально.

Кроме перышка, в знаке есть еще один ассоциативный фокус — в шрифте. Тонкие, вертикально-вытянутые буквы — английские и русские – напоминают лучики, разлетающиеся искорки. Ведь писательское дело – это искры, свет…

— Да. Особенно – поэтическое дело! Спасибо тебе.

 

Беседовал поэт, главный редактор альманаха «День поэзии – ХХI век»

Андрей Шацков.     

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *