Режиссер Артавазд ПЕЛЕШЯН — 85 лет

Новатор и живой классик: как Артавазд Пелешян создал киноязык, на котором заговорил Годар

22 февраля режиссеру исполняется 85 лет

В фильмографии Артавазда Пелешяна десяток короткометражных фильмов, свою первую полнометражную работу «Природа» режиссер выпустил в 2019 году, когда ему было уже за восемьдесят. Большинство его картин черно-белые, и ни в одной из них не услышишь речи — только звуки, шумы и музыку. Имя Артавазда Пелешяна известно далеко за пределами России и Армении, его творческий метод изучают во многих киношколах мира, его стилем вдохновлялись Жан-Люк Годар и Годфри Реджио, а Александр Сокуров назвал Пелешяна «одной из букв киноалфавита». Рассказываем, как режиссер-экспериментатор стал классиком при жизни.

После смерти Сталина в 1953 году и развенчания культа личности советская культура целое десятилетие переживала «хрущевскую оттепель» — период, когда политика была более либеральной и искусство стало выходить из рамок соцреализма. В начале 1960-х годов в кинематографе СССР сформировалось течение, условно называемое «советская новая волна». Его представляли молодые режиссеры, чье творческое мышление впервые в истории отечественного кино формировалось не только на основе традиций советской киношколы, но и под влиянием европейской эстетики. Наши кинематографисты знакомились с работами Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Ингмара Бергмана и сами чувствовали себя более свободно. Искали новые способы выразительности и даже обращались к запретным, по советской идеологии, темам духовных исканий и божественной силы, как, например, Андрей Тарковский и Сергей Параджанов. 

В это светлое для отечественного кинематографа время начал творческий путь Артавазд Пелешян, поступив в 1963 году на режиссерский факультет ВГИКа. Он учился в мастерской документалиста Леонида Кристи, но наполненное фактами документальное кино в чистом виде его не интересовало. Ему нравилась метафоричность — когда кадры, объединяясь, напоминают стихотворение или эссе, где остается пространство для зрительских размышлений. Начинающий режиссер чувствовал дух времени, поэтому не боялся экспериментировать: отказывался от традиционных теорий монтажа и работал над собственной, которая сделала бы его картины более выразительными.

Уже своими первыми работами Артавазд Пелешян заявлял о себе как о вдумчивом и концептуальном авторе. В 1966 году жюри фестиваля ВГИКа отметило его короткометражку «Земля людей», а через год присудило ему Гран-при за фильм «Начало». В дополнение студент получил приз от журнала «Искусство кино» и награду от делегации Польской киношколы города Лодзи.

Он [Артавазд Пелешян] сделал мастерское произведение первого класса <…> в этом маленьком произведении бешеная, взрывчатая сила души.

Сергей Герасимов о фильме «Начало» (1967)

.

Выдающимся в работах Пелешяна было в первую очередь то, что он старался вознести документальное кино к вершинам искусства. Он использовал хронику и фрагменты из архивных съемок, но меньше всего его фильмы напоминали обстоятельный рассказ о каком-либо событии. Динамичный монтаж, где некоторые кадры длились не более секунды, необычные переходы и ракурсы, цикличность, классическая музыка, обилие шумов и полное отсутствие речи превращали его работы в авторские, поэтические высказывания, где смысл лежит поверх визуального ряда. Он обретает философское звучание, и для каждого человека может раскрыться по-разному, в зависимости от того, какие чувства испытывает зритель при просмотре, какие воспоминания к нему приходят от встречи с работами Пелешяна.

Новатор авторского кино

Главным достижением Артавазда Пелешяна считают создание теории дистанционного монтажа. Ей посвящено целое пособие, но если кратко, ее основное отличие от остальных заключается в том, что Пелешян решил не склеивать кадры, как это делали «отцы монтажа» Сергей Эйзенштейн и Дзига Вертов, а «расклеивать». 

Оказалось, что самое интересное начинается не тогда, когда я соединяю два монтажных куска, а когда я их разъединяю.

Артавазд Пелешян

.

Эйзенштейн и Вертов занимались исследованием соединения кадров: созданием связи между двумя соседними сценами, которые порождали бы «некое третье». Пелешяну, в отличие от них, было важно не «некое третье», вырастающее из склейки, а смысловое поле, которое возникает из-за намеренного «разноса» важных кадров по фильму. Главный «механический» принцип теории дистанционного монтажа таков: выбрать несколько «опорных кадров», которые несут важную смысловую нагрузку, и «дистанцировать» их друг от друга. Промежутки между этими кадрами накаляют атмосферу ожидания, эмоциональное напряжение: зритель становится более восприимчивым и чутким, он пытается сам выстроить связь между тем, что видит, додумать образы, предугадать, к чему все идет.

Необычная теория Пелешяна отозвалась многим создателям авторского кино. Так, например, Годфри Реджио (трилогия «Каци», «Душа мира») называет Артавазда Пелешяна своим учителем. Влияние метода Пелешяна заметно в позднем творчестве Жан-Люка Годара: кинематографисты общались, при этом сам Годар пытался помочь Пелешяну с финансированием его проектов.

Универсальный язык

Из-за того что фильмография Артавазда Пелешяна не так уж велика, выделить в ней наиболее яркие или значимые фильмы довольно сложно. Жизнеутверждающая и открывшая талант Пелешяна «Земля людей» (1966) — зарисовка о буднях простого человека, где режиссер постоянно ищет рифмы в повседневной рутине (например, на одном кадре стоматолог вырывает зуб, а на другом — рабочий выкорчевывает шуруп из рельсов; спортсмен завязывает боксерские перчатки, а невеста примеряет свадебные). Картина «Времена года» (1975) — по сути фреска о вечном, о цикличности жизни: под музыку Вивальди появляются лица и руки стариков и детей (смена поколений), мы видим, как безоблачное небо темнеет и начинается ливень (смена стихий), как девушка выходит замуж (смена статуса), как на зеленых холмах появляется снег.

Несмотря на то что в этих и других работах Пелешян не использовал постановочные кадры, а только хронику, их сложно назвать документом эпохи. Режиссер показывает окружающую действительность, но темы, которые он поднимает, вневременные. Его интересовали вопросы столкновения людей и природы, жизни и смерти, света и тьмы, объединения и одиночества, прогресса и божественного начала, разумного и неразумного. Он намеренно избегал слов и каких-либо прямых объяснений, потому что хотел донести суть и собственную позицию через образы, ассоциации.

Я думаю, эти фильмы современны благодаря тому, что они из себя представляют такой «магический кристалл». И ты смотришь эту картину, и каждый раз, каждое время ее преломляет по-своему. К тому же там зашифровано послание в каждом фильме. <…> Потому что это всегда тайна, это то, что отличает высокую поэзию. Я думаю, что это высокая поэзия в кино.

Сергей Мирошниченко, режиссер

.

Кинематографисты и критики называют Артавазда Пелешяна кинопоэтом и сходятся на том, что ему удалось создать собственный язык — лирический, обращенный в первую очередь к душе зрителя. Из-за отсутствия слов в нем он не требует перевода, а поэтому универсален — его способны понять люди из разных стран, независимо от того, общаются ли они на русском, английском, французском или любом другом.

Дарья Шаталова

.

Источник: https://tass.ru/kino/17107745  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *