К 190-летию Льва Толстого: «В 16 лет я носил на шее медальон с портретом Руссо вместо нательного креста»

 «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость», – писал своей любимой тётке, графине А. А. Толстой, Лев Николаевич Толстой (1828–1910), 190-летие со дня рождения которого отмечается 9 сентября 2018 года.

Эта жизненная установка даёт возможность более отчётливо рассмотреть противоречия и редкую цельность натуры, взлёты и падения могучей личности, подчинившей своему духовному влиянию несколько поколений читателей в России и мире. На портале Президентской библиотеки представлена новая обширная электронная коллекция «Л. Н. Толстой (1828–1910)», состоящая из разделов «Жизнь и деятельность Л. Н. Толстого», «Творчество Л. Н. Толстого», «О творчестве Л. Н. Толстого», «Изображения Л. Н. Толстого и людей его круга», «Память о писателе». В числе оцифрованных книг – главные произведения Толстого «Война и мир» и «Анна Каренина», а также редкие книги о нём: «Душа Л. Н. Толстого» (1913) Н. Тимковского, «Л. Н. Толстой как философ» (1914) П. Сорокина, «Беседы с Л. Н. Толстым» (1911) С. Спиро, «Как учит писать гр. Л. Н. Толстой?» (1903) Ф. Тищенко и др.

При знакомстве с материалами коллекции о Льве Толстом убеждаешься, что он «рвался, путался, бился» в поисках смысла жизни и будучи начинающим автором, и убелённым сединами мудрецом. Как писал кинорежиссёр Сергей Герасимов, снявший фильм о Толстом и сыгравший в нём главную роль, с годами в сочинениях Толстого интересуют не столько перемены в его героях, сколько перемены в самом авторе. Оцифрованные Президентской библиотекой раритеты позволяют проследить динамику этих перемен в процессе становления личности великого писателя и великого гражданина, отражённую, к примеру, в книге «Душа Л. Н. Толстого».

Четвёртый сын в семье яснополянской ветви рода Толстых (мать была урождённая княжна Волконская) и рано осиротевший, Лёвушка рос под надзором русских нянюшек, немцев-учителей и французов-гувернёров. Из «семи нянек» мало кто понимал, какая глубокая внутренняя работа шла в этом обычном на вид ребёнке: он много читал, много думал, пробовал писать. «Я прочёл, – рассказывал впоследствии Лев Толстой, – всего Руссо, все двадцать томов… Я более чем восхищался им, я боготворил его. В 16 лет я носил на шее медальон с его портретом вместо нательного креста» (Р. Иванов-Разумник. «Лев Толстой». 1910).

Толстой до самозабвения любил музыку. Порой он часами разучивал и играл произведения Баха, Моцарта, Шопена и тогда переставал существовать для своих домашних. Столь же поглощало его ведение собственного дневника – именно эта привычка длиною в жизнь подтолкнула Льва Толстого к созданию большей части произведений.

В сентябре 1852 года в Петербурге вышел журнал «Современник», в котором было опубликовано «Детство», подписанное редакцией инициалами «Л. Т». История развития души ребёнка, переданная с глубокой правдивостью и лёгким налётом сентиментальности, сразу обнаружила в авторе громадного художника.

«Отрочество» 23-летний юнкер Толстой, бросивший университет и поступивший на военную службу, дописывал уже на Кавказе в период Крымской войны. Тургенев, радуясь выходу книжки в одном из своих писем, пророчески прибавлял: «Дай только Бог Толстому пожить, он, надеюсь, ещё удивит нас всех – это талант первостепенный». Потом была «Юность», столь же горячо, как две предыдущие книги, встреченная читателями. «Закончив свою юношескую трилогию, Толстой встал в один ряд с Тургеневым, Гончаровым, Островским», – подытоживает С. Спиро в мемуарах«Беседы с Л. Н. Толстым».

Однако не эта трилогия создала литературную славу Толстого среди широкой публики – она пришла после появления книги очерков «Севастопольские рассказы». Защищая Россию в Крыму, Толстой увидел человеческую бойню близко – и был ошеломлён её бессмысленностью, жестокостью, методами её ведения. Это была обжигающая правда о войне. «До Толстого сражения и битвы в русской литературе романтизировали, – пишет Р. Иванов-Разумник в работе «Лев Толстой». – Даже великий реалист Пушкин в своём „Путешествии в Арзрум“ набросил романтический флёр на описание войны. Впрочем, он настоящей войны и не видел. Надо было великому художнику попасть в осаждённый Севастополь, чтобы понять, что такое война, и описать её с потрясающим, беспощадным реализмом».

Позже уже в «Войне и мире» Толстой сумеет развить тему, показать, что война – «это незаметное, молчаливое исполнение „долга“ – долга принять смерть – тысячами серых, незаметных людей; в то же время война – это интриги, аристократизм штабных белоручек, интендантское воровство, игра честолюбия и тщеславия; но прежде всего и после всего война – это бессмысленная, случайная смерть, беспощадные страдания, увечия, раны, озверение, гибель».

Толстой начал писать роман в конце 1863 года. Громадная задача стояла перед автором. Место действия – вся Европа, от Волги до Аустерлица. В числе действующих лиц со стороны русских писатель вывел свой ближний круг. В воспоминаниях о детстве Толстого, пишет И. Наживин в книге «Из жизни Л. Н. Толстого» (1911), цифровая копия которой доступна в электронном читальном зале Президентской библиотеки, можно обнаружить почти всех главных действующих лиц «Войны и мира»: дед Толстого, граф Илья Андреевич Толстой, воспроизведён в романе под именем Ильи Андреевича Ростова; графиня Ростова – бабушка писателя Пелагея Николаевна; сын их Николай, отец Толстого, – один из главных героев «Войны и мира» Николай Ростов; княжна Марья – мать Льва Николаевича Мария Волконская. И даже «чернопегая Милка» была действительно любимой собакой отца писателя…

Говоря о романе «Война и мир», нельзя не вспомнить провидческие слова жены Толстого Софьи Андреевны (урождённой Берс), которые оценил автор эпопеи. «А я так и не сказал, за что ты умница, – читаем в «Письмах графа Л. Н. Толстого к жене: 1862–1910 гг.». –Ты, как хорошая жена, думала о муже как о самой себе, а я помню, как ты мне сказала, что моё всё военное и историческое, о котором я так стараюсь, выйдет плохо, а хорошо будет другое – семейное, характеры, психологическое. Это так правда, как нельзя больше».

Впрочем, яснополянское имение Льва Николаевича не было местом идиллии. Софья Андреевна стоически держала дом на себе, воспитывала детей, принимала бесконечный поток гостей своего мужа, которому была больше чем предана (переписывала страницы «Войны и мира»), – и не могла быть счастлива с ним. «Она была в этом доме послом от действительности, – писал В. Шкловский в нашумевшем исследовании «Лев Толстой», – напоминала о том, что дети должны жить, „как все“, нужно иметь деньги, надо выдавать дочерей замуж, надо, чтобы сыновья кончили гимназии и университет. Надо быть знаменитым писателем, надо написать ещё книгу, как „Анна Каренина“… надо быть в „свете“, а не среди „темных“, странных людей. Она была представительницей тогдашнего здравого смысла, средоточием предрассудков времени, была она и такой, какой её создал Толстой, старше её на шестнадцать лет. Она его любила горестно, завистливо и тщеславно. <…> Она хотела большого. Хотела сама писать книги. Принимать интересных гостей, играть на рояле. Но Лев Николаевич и на рояле играл лучше её».

И в последнем генеральном сражении Софья Андреевна проиграла. Уход Льва Николаевича из Ясной Поляны стал её драмой, она хотела во что бы то ни стало найти и вернуть «титана-ребёнка», потому что «некому больше отдавать по капельке всю свою жизнь», как писал после ухода Толстого Влас Дорошевич в октябрьской книжке «Русского слова» (1910), добавив: «Орёл улетел от нас так высоко, что где нам следить за полётом его?!»

«Не ищите его! – требовали «Одесские новости», обращаясь к семье. – Он не ваш – он всех!»

Он, столько раз уходивший «во внутреннюю эмиграцию» и возвращавшийся обратно, на этот раз решил вопрос кардинально. «И величайшим актом этой внутренней работы был последний акт жизни Льва Толстого – уход 28 октября 1910 года из Ясной Поляны и его смерть 7 ноября (по старому стилю) 1910 года на станции Астапово, – пишет Р. Иванов-Разумник в работе «Лев Толстой». – Он хотел уйти также и от той окружающей его обстановки, которая уже давно, с восьмидесятых годов, стала ему ненавистна. Он молил отпустить его: „Не могу я так жить. Пожалей меня. Я измучился. Отпусти меня“. И слышал в ответ: „Если ты уйдёшь, то… я уйду под тот поезд, на котором ты поедешь…“». И он поверил, решив: здесь крест его… Крест этот он нёс четверть века. «А когда он понял, что должен человек найти себя во что бы то ни стало, невзирая ни на каких ближних, когда решился сбросить с плеч свой тяжёлый крест, чтобы принять новый искус – жизнь бездомного и одинокого старика, – на него тогда возложила свой последний крест Смерть…»

 Источник: Пресс-служба Президентской библиотеки. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *