Прекрасная эпоха Кузьмы ПЕТРОВА-ВОДКИНА

Кирилл КОЗЛОВ 

Санкт-Петербург

ПРЕКРАСНАЯ ЭПОХА КУЗЬМЫ ПЕТРОВА-ВОДКИНА

(свободные размышления после посещения выставки)

Летом текущего года, с мая по август, Государственный Русский музей представил петербуржцам и гостям города масштабную выставку выдающегося русского живописца Кузьмы Петрова-Водкина (1878-1939) к 140-летию со дня рождения. «Наука видеть» — такое название носила лекция, прочитанная им однажды в Доме искусств на Мойке, 59. Как был понят художник тогда и как принят сегодня? Тогда он выступил смелым экспериментатором, ныне является классиком русского авангарда…

Петров-Водкин триумфально вернулся в Русский музей, хотя справедливости ради скажем, что  никогда его не покидал! На протяжении всего двадцатого века проходили различные выставки, а в 1978 году была организована юбилейная, к 100-летию со дня рождения художника (рисунок, акварель, книжная и журнальная графика, театральные эскизы в собрании Государственного Русского музея). Да, он не был коренным петербуржцем, судьба существенно долго его к нам не приводила. Вспомним: родился Кузьма Сергеевич в небольшом городе Хвалынске Саратовской губернии, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а затем ездил набираться впечатлений в Англию, Италию, Францию и даже Северную Африку. В Петербурге впервые появился в самом расцвете сил – тридцатилетним. Известные исторические события, столетие которых мы опасливо вспоминали в 2017 году, окончательно определили петроградско-ленинградское местоположение  и мощнейшее развитие Петрова-Водкина от рядового свидетеля эпохи до философа-созерцателя уникальной картины мироздания…

Стоит процитировать авторитетного искусствоведа Михаила Германа: «Декларируя преданность формальным проблемам, такие художники как К.Петров-Водкин, М.Сарьян, П. Кузнецов, А.Остроумова-Лебедева, В. Фаворский, А.Кравченко, В.Лебедев, П.Митурич, Н.Тырса, А.Карев, Н.Ульянов и другие – члены объединения «4 искусства» (1924-1931) – оставались мастерами не просто высокой художественной культуры (большинство из них были раньше членами «Мира искусства» и «Голубой розы»), но прежде всего глубокой этической серьезности и социальной чуткости» (Живопись 1920-1930. Государственный Русский музей: каталог-альбом. – М.: Советский художник, 1989).

Приняв Революцию всецело, заступив на службу пролетариату, художник до конца творческого пути умудрился сохранять поразительное спокойствие в искусстве. Естественно, он помогал создавать положительный образ новой власти, но индивидуально ушел от крикливой лозунговости, народной суетливости, дешевого эпатажа. Объясняется это просто. До Революции художник успел познакомиться с иконописью и, не отринув, пропустив через себя, оказался духовно защищен, будто бы направлен по нужному пути. Это сделало его работы содержательными, глубокими, увлекающими куда-то дальше, за пределы видимого и ощущаемого. Главным инструментом осуществления задуманного становится КРАСНЫЙ ЦВЕТ. Красные юбки, платки, покрывала. Наконец, известный всем Красный конь. Искусство Петрова-Водкина проистекало не из идеологии, оно появилось по волеизъявлению сил куда более могущественных. Красный угол появился значительно раньше красного знамени! Кузьма Сергеевич является одним из немногих художников первой половины двадцатого столетия, которому удалось органично перенести в советскую действительность образ Богоматери, притом его «рабоче-крестьянские Мадонны» не шаблонны, не похожи одна на другую. Наряду с Зинаидой Серебряковой (и другими) Петров-Водкин увековечил крестьянскую культуру.

Попробуем копнуть глубже и задать еще более сложный вопрос: правомерно ли назвать Петрова-Водкина пророком? Ответ очевиден. Достаточно вспомнить «Играющих мальчиков», написанных в 1911 году до Гражданской войны, которую они, как ни парадоксально, олицетворяют. И брат пошел на брата; и один из них явно превосходит, а другой пораженчески закрывает лицо рукой. Какая уж тут игра?

Петров-Водкин способен не только созерцать, всесторонне исследовать человека, но и поэтизировать его. Подтверждением служит известный портрет Анны Ахматовой, а также некоторые другие, особенно женские. Вспомним удивительный портрет А. П. Петровой-Водкиной, матери художника, 1909; портрет С. Н. Андрониковой, 1925; сюжет «Девушка в саду», 1927. (Отчего-то трудно удержаться от язвительного замечания. К примеру, поэтизировать вождя мирового пролетариата В. И. Ленина не удалось, хотя художник попытался, заботливо подрисовав слева книгу «Сочинения Пушкина».) Необходимо вспомнить и об автопортретировании как универсальном способе «самосохранения». Петров-Водкин зафиксировал все этапы жизни и всевозможные состояния – от грубого «мужицкого» образа 1912 года до проникновенной работы 1926-1927 годов.

Выставка в Русском музее производит сильное впечатление. Представлено 236 произведений живописи и графики, богатейшее собрание. Чем художник важен сегодня? Во-первых, возвращаясь к сказанному, необходимо сохранить в памяти образы русского крестьянства. Многие наши предки родились и жили в деревнях, но мы практически ничего о них не знаем. Во-вторых, картины Петрова-Водкина являются притчами, сюжетами для всех времен. Погрузившись в них, можно отыскать много нового в самом себе. Наконец, в-третьих, художник доносит до нас простейшую мысль. Вокруг могут происходить любые изменения, даже радикальные, но мир всегда наполнен красотой, которую нужно уметь видеть …

Фото М. С. Инге-Вечтомовой

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *