«Выше всех на Земле». Неизвестные факты полярной экспедиции И. Д. Папанина раскрывает Президентская библиотека

26 ноября 2019 года исполняется 125 лет со дня рождения одного из самых известных исследователей Арктики Ивана Дмитриевича Папанина. В фонде Президентской библиотеки можно найти редкие издания, рассказывающие о его жизни.

В раритетной книге «Героическая четверка» 1938 года издания описывается детство И. Д. Папанина. Будущий контр-адмирал и доктор географических наук родился в Севастополе, на «Корабушке» – районе матросской и рыбацкой бедноты. Он с ранних лет лазил через заборы, рыбачил, часами болтался в воде, по ночам пробирался на кладбище проверять: выходят ли покойники из могил…

Когда «пятками отсверкала мальчишеская пора», Ваня пошел работать на завод по изготовлению навигационных приборов, потом трудился на судостроительном заводе в Ревеле (Таллине), а в начале Первой мировой войны Ивана призвали в армию. Он снова оказался в родном Крыму, где во время гражданской войны Папанину было поручено формировать кадры для Крымской повстанческой армии. В начале двадцатых годов он уже работал комиссаром оперативного управления при командующем морскими силами Юго-Западного фронта, комендантом Крымской Чрезвычайной комиссии, военным комендантом Украинского ЦИК, секретарем Реввоенсовета Черноморского флота.

В 1924 году молодого чекиста перевели в Москву, где он стал заниматься вопросами связи, а позднее возглавил Центральное управление военизированной охраны. Когда набирали добровольцев на строящиеся северные станции, Папанин отправился туда и с 1932 года начал работать на полярной станции Бухта Тихая на Земле Франца-Иосифа, а затем – на Мысе Челюскин.

Арктика!.. Здесь скрещиваются льды, ветры, течения. Здесь – тайны природы, загадки магнитных бурь и северных сияний, которые волновали многих путешественников, моряков и ученых. Арктика захватила и Папанина.  Автор очерка о полярнике Всеволод Вишневский писал, как однажды И. Д. Папанин увидел колоссальную льдину, которая шла мимо мыса, сокрушая всё на своем пути, и подумал: «Если на такой махине поставить домик, то можно дрейфовать год, а может и два». В 1935 году Папанин поделился этой идеей с О. Ю. Шмидтом, который в то время был начальником Главного управления Северного морского пути.

К полюсу, в неизведанную Арктику, ходили многие, но практических сведений было катастрофически мало. «Что же мы знаем о полюсе и чего еще не знаем? После Нансена, Пири, Амундсена и других полярных исследователей мы знали, что в районе Северного полюса не материк, а море. Знали, что оно покрыто льдом. Знали, конечно, что там холодно. Это приблизительно всё. А хотим мы узнать очень много», – приводит слова О. Ю. Шмидта газета «Правда» от 22 мая 1937 года.

В результате проект зимовки на Северном полюсе был утвержден, и работа началась… На третьем этаже старого Гостиного двора, в Рыбном переулке, помещался штаб экспедиции на Полюс. Учитывая каждую мелочь, в маленькую комнату свозилось снаряжение экспедиции: меховая одежда, образцы тары, бинокли, ножи, керосиновые печи, табак, посуда, обувь, белье, научные приборы… Разрабатывался рацион питания: пельмени, колбаса, сухари… Отбирались книги – политические, беллетристика… В феврале 1937 года состоялась «генеральная репетиция». В чистом поле под Москвой поставили палатку на гагачьем пуху, радиостанцию, ветряной двигатель. Будущие покорители Арктики Иван Папанин, Эрнст Кренкель, Евгений Федоров и Пётр Ширшов в тёплой меховой одежде в течение шести дней жили в палатке, «как на полюсе», питаясь продуктами, предназначенными для экспедиции.

«21 мая 1937 года войдет в историю борьбы человека с природой, как вошло 11 октября 1492 года, когда Колумб увидел землю нового материка, – писал Борис Горбатов в очерке «Пётр Петрович Ширшов», – 21 мая 1937 года на самом северном крае земли взвилось алое знамя СССР с портретом Сталина. А 6 июня у этого знамени осталось только четыре человека: Иван Папанин, Эрнст Кренкель, Евгений Фёдоров и Пётр Ширшов. Они писали в Москву: «В царстве вечного безмолвия, среди вечных льдов мы будем работать спокойно, зная, что о нас думает и заботится великая страна».

И они работали. В одной из дневниковых записей Папанина отмечено: «24 декабря. Метёт пурга, ветер дует изо всех сил. <…> Надели кухлянки, привязались друг к другу веревками, решили перевезти с трещины к жилой палатке всё гидрологическое хозяйство. Впряглись в нарты. Ветер обжигает лицо. Когда пришли в палатку и разделись, то от нас шёл пар. Очень устали».

Папанинцы исследовали глубины Ледовитого океана, определяли течения полярного бассейна. С материком их связывало только радио: они рассказывали о своих научных наблюдениях и в то же время жили жизнью всей страны. Например, во время парада на Красной площади в честь 20-й годовщины революции свой собственный митинг на льдине они закончили троекратным залпом из винтовок.

Исследователи участвовали и в выборах в Верховный совет. Из Арктики Папанин заверял своих избирателей: «Сейчас я работаю в труднейших условиях на дрейфующей льдине по изучению Северного Ледовитого океана. И здесь я вместе со своими товарищами прикладываю все силы, чтобы с честью выполнить ответственную задачу партии, правительства, инициатора завоевания Советского полюса любимого товарища Сталина». Конечно, все четверо исследователей Северного полюса были избраны депутатами…

Мир напряжённо следил за четверкой полярников, находившихся, как подметил Вишневский, «выше всех на земле».На портале Президентской библиотеки можно посмотреть уникальные кадры научной экспедиции на Северный полюс под руководством И. Д. Папанина, включая фрагменты кинохроники.

Девять месяцев продолжалось научное исследование. За это время «папанинцы» повидали многое: штормы, валы торосов, трещины во льду, медведей… Спустя 274 дня, 19 февраля 1938 года, к льдине подошли ледоколы «Таймыр» и «Мурман». На портале Президентской библиотеки размещена уникальная фотография, на которой И. Д. Папанин после разборки лагеря «Северный полюс» на дрейфующей льдине угощает участников погрузки оставшимся у зимовщиков коньяком.

Оставляя место обитания, участники экспедиции передали последнюю радиограмму с дрейфующей станции: «В этот час мы покидаем льдину на координатах 70 градусов 54 минуты нордовой и 19 градусов 48 минут вестовой, пройдя за 274 суток дрейфа свыше 2500 километров. Наша радиостанция первая сообщила весть о завоевании Северного полюса, обеспечивала надежную связь с родиной и этой телеграммой заканчивает свою работу. Красный флаг нашей страны продолжает развеваться над ледяными просторами».

Папанин и его команда были героями своей эпохи. В «папанинцев» играли, «покоряя Северный полюс» во дворах мальчишки, в честь экспедиции «СП–1» была выпущена серия почтовых марок. Все участники полярного дрейфа были представлены к званию «Герой Советского союза». Сам же Папанин, бывший матрос Черноморского флота и выпускник Высших курсов связи, впоследствии удостоился звания контр-адмирала, научной степени доктора географических наук, был награждён девятью орденами Ленина и стал дважды Героем Советского Союза.

С 1939 по 1946 год И. Д. Папанин возглавлял Главсевморпуть. В годы Великой Отечественной войны организовывал отправку грузов на фронт, которые приходили в Советский Союз из США и Великобритании. Выйдя на пенсию по состоянию здоровья, Папанин руководил отделом морских экспедиционных работ в Президиуме Академии наук и Институтом биологии внутренних вод АН СССР. Он прожил довольно долгую жизнь и скончался 30 января 1986 года в возрасте 91 года от сердечной недостаточности.

Похоронен Иван Дмитриевич Папанин на Новодевичьем кладбище в Москве.

 

Источник: Пресс-служба Президентской библиотеки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *