27 сентября — праздник Крестовоздвижения

Праздник Крестовоздвижения

В IV веке в этот день нашли деревянный крест, на котором распяли Иисуса Христа. Несколько столетий реликвия путешествовала по миру, а потом исчезла. Однако ее частицы хранятся во многих христианских храмах от Парижа до Владивостока.

Три дерева 

Согласно некоторым греческим текстам, Христа распяли на кресте, сделанном из трех частей, причем каждая была из особой породы дерева: кипарисовый столб, сосновая перекладина и подножие из кедра.
О происхождении «древ Креста Господня» есть несколько преданий. В любимой книге средневекового Запада, «Золотой легенде», составленной монахом Иаковом Ворагинским, говорится, что когда Адам умирал, его сын Сиф пошел к вратам рая за неким «маслом прощения», которое спасло бы отца. Но архангел Михаил дал ему только сухую ветвь от древа познания Добра и Зла (с которого Адам с Евой взяли яблоко). «Если сможешь оживить сей плод, то быть ему исцеленным», — сказал ангел. Сиф вложил ветвь в уста уже умершего отца — и из нее проросло дерево, которое стояло тысячи лет. Крест Христов сделали из его остатков.
По другой средневековой легенде, ветки трех деревьев — как символ Троицы — ангел дал Моисею. А еще одно предание гласит, что когда Троица явилась к Аврааму в образах трех ангелов, они оставили ему три посоха, велев посадить их в долине у Иерусалима. Сейчас на этом месте — старейший в городе монастырь Святого Креста.
После распятия Иисуса Христа и двух разбойников орудия казни исчезли. Нашли их лишь три столетия спустя.

Армянские цветы

«Первые упоминания о Древе Креста относятся к IV веку, когда после прихода на византийский императорский трон Константина начался поиск христианских святынь. Этим занялась мать императора, святая равноапостольная Елена, которая примерно в 326 году находит, не без чуда, конечно же, этот Крест. И с этого момента где-то до начала VII века он находится в храме Воскресения Христова в Иерусалиме (знаменитый «храм Гроба Господня» — центр христианского мира. — Прим. ред.), тому есть много свидетельств», — рассказывает кандидат богословия, преподаватель Московской духовной академии и настоятель храма святых Кирилла и Мефодия при МГУ протоиерей Иоанн Лапидус.
Упомянутое чудо описывают многие церковные источники. Иерусалимский епископ Макарий поднес к умирающей женщине все три креста, которые нашла царица Елена. И после прикосновения к одному из них умирающая исцелилась. Согласно армянской легенде, крест Христа еще и процвел: на нем появились цветы. Именно поэтому знаменитые армянские кресты-хачкары украшены растительным узором.
Но к началу VII века Византия, по словам эксперта Московской духовной академии, «переживает не совсем хорошее время». Император Фока оставил очень тяжелое наследство: разоренные границы, кризис во всех сферах, обессиленная армия, терпящая поражения от персов. И его преемник император Ираклий в ужасе наблюдает за тем, что персы творят со святынями. В 613 году пал Дамаск, еще через год персидские войска заняли Иерусалим. Захватчики увели из города тысячи пленных и забрали главную христианскую реликвию — Крест Господень. Сопровождавший его патриарх Захария так и умер в персидском плену.

Исчезновение святыни

«В 628 году император Ираклий, набравшись сил, захватывает Персию и возвращает Крест. По совету патриарха Модеста, он надевает самое простое платье и пешком вносит святыню в Иерусалим. Но радость православных была недолгой. Через десять лет Иерусалим захватили уже арабы», — продолжает отец Иоанн.
Следующий патриарх — Софроний — заключил соглашение о святынях с правителем-халифом, но многое все равно было утрачено. Исчез и Крест. Есть мнение, что в преддверии нашествия арабов его разобрали на части. Сохранилось немало свидетельств о принесении частиц Креста на Крит, в Антиохию, Эдессу, Константинополь. «В общем, с VII века все говорит о разделении Древа Господня. Позже, в эпоху крестовых походов, частицы Креста привезли в Европу. Сейчас их много и у нас, и с уверенностью можно говорить об их подлинности», — отмечает священник.
«Я думаю, его так понемногу и растащили по всему свету. Ведь каждый хотел иметь частичку такой святыни. Особенно в те времена, когда путешествовать к святым местам было трудно, долго и очень небезопасно», — соглашается кандидат богословия, преподаватель Российского православного университета, завкафедрой библейских и богословских дисциплин Калужской духовной семинарии протоиерей Дмитрий Моисеев.

«Не завидовать соседу»

Православная Церковь установила празднования в честь Креста Господня дважды в году — на Крестопоклонной неделе во время Великого поста и ровно через полгода. «Сегодня, в день праздника, мы напоминаем о словах Христа: «Кто хочет идти за Мной, отвергни себя, возьми крест свой и иди». Говорим о крестоношении как об определенном типе духовности, когда человек не бунтует, не ниспровергает все вокруг, а с миром воспринимает тяготы. Все, что посылает Господь, делается для его душевной пользы и служит его спасению», — подчеркивает отец Иоанн Лапидус.
Крест в православном понимании, напоминает священник, является «орудием человеческого спасения», «инструментом», которым был разрушен ад.
«Очень важно увидеть в своей жизни ту «зону ответственности», где нам тяжело, трудно, с чем мы, может быть, внутренне не согласны. Это и есть тот самый крест, что возлагает на нас Бог. Нужно нести его с честью, без всхлипываний «а почему, за что, почему не сосед». Следует быть мужественными и преодолевать скорби без ропота на ближних, уповая на помощь Господа и максимально концентрируясь на борьбе с собственными страстями», — заключает настоятель университетского храма святых Кирилла и Мефодия.
.
Источник: https://ria.ru/20190927/1559181587.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *