Вячеслав СОФРОНОВ — Легенды древнего Карагая

Вячеслав СОФРОНОВ 

Тобольск

.

От автора

Вряд ли когда придется мне встретить более неординарного и непохожего на кого-либо человека, чем Асхат Ниязов. Родился он в небольшой, затерянной меж лесов и болот деревеньке Ешаир, находящейся неподалеку от села Большой Карагай. Но склонности к деревенской деятельности он так и не воспринял, хозяйством не занимался, по той же причине не обзавелся семьей, а жил собственной , непривычной для окружающих жизнью. Там и свела меня с ним судьба во время экспедиции, предпринятой в начале 90-х годов XX столетия силами студентов и сотрудников Тобольского педагогического института им. Д. И. Менделеева. По моей инициативе в сорок с небольшим лет он после долгих колебаний решился перебраться в Тобольск, где устроился в Центр татарской культуры на должность «собирателя легенд». После этого он надолго стал моим постоянным собеседником и консультантом по многим вопросам, связанным с бытом и историей сибирских татар.

Такие люди, как Асхат Ниязов, рождаются не чаще, чем раз в столетие, и то при определенных условиях. Он каким-то чудесным образом унаследовал от предков своих страсть к собиранию и передаче легенд и преданий, которые и считал подлинной историей своего народа. Собиранию легенд он и посвятил практически всего себя. Живя на людские подаяния, не имея долгие годы постоянного места жительства, он объехал едва ли не все населенные пункты юга Тюменской области, где проживали сибирские татары, чтоб узнать и записать местные легенды. И не было для него препятствий, если он от кого-то узнавал, что где-то там находится необследованная могила мусульманского святого, древнее городище или нечто иное, связанное с историей его древнего народа. Где на перекладных, а чаще пешком Асхат отправлялся туда, чтоб лично узнать, убедиться и записать  вновь услышанное. Вскоре в нем открылась способность к целительству, что, как он считал, передалось от его деда по матери.

По моему собственному разумению, он был, подобно легендарному Дерсу Узала, следопытом, способным идти по следу зверя много дней, чтоб затем добыть его и принести в дом. Но что делать дальше со своей добычей он не знал. Собранные им легенды, записанные неумелой рукой человека, получившего образование в сельской школе, где преподавание велось на татарском языке, остались в большинстве своем неопубликованными. Это можно объяснить прежде всего тем, что многие из них состояли всего лишь из нескольких предложений, требующих дальнейшей обработки, и в первозданном виде не могли представлять художественную, а тем более, историческую ценность. Но в тоже время в этих записках собрана и зафиксирована вековая мудрость сибирских татар, требующая дальнейшего изучения и работы с материалами неутомимого исследователя и собирателя.

Предлагаемые вниманию читателя «Легенды древнего Карагая» не являются прямым заимствованием из материалов Асхата Ниязова, а написаны, скорее, по мотивам его изысканий. К тому же большинство из них мне удалось услышать во время бесед с жителями татарских деревень, разбросанных по берегам Иртыша от Тобольска и до селения Большой Карагай, почему сборник и получил свое название. Нужно сказать, что в этих селениях, в отличие от селений, расположенных в непосредственной близости от городов, народные предания все еще продолжают жить и составляют незыблемый пласт народной культуры. Смею высказать смелое предположение, что когда-то в древности культура народа, проживавшего в этих краях, во многом отличалась от культурных традиций жителей, чьи поселения находились поблизости от столицы существовавшего когда-то Сибирского ханства Искера (Кашлыка).

Асхат Ниязов ушел так же внезапно, как и появился. Никто не может сказать, жив ли он в настоящее время или нет. Может быть,  вновь где-то бродит в поисках легенд и преданий, во что очень хотелось бы верить. В любом случае книга эта посвящается ему и той колоссальной работе, что он проделал. И пусть читатель помянет имя его добрым словом, читая эти легенды.

Лесной хозяин и его дочери

Когда я на свет появился, то мать с отцом меня Асхатом назвали. Хотели, чтоб, как выросту, мужчиной стану, то жил счастливо, дом богатый имел, женился на работящей девушке, детей чтоб с ней народили, жизнь вместе в любви и достатке прожили. А на старости лет, когда все заботы, хлопоты кончатся, чуток пожить останется, то внуки бы меня под руки в погожий день на улочку выводили на солнышке посидеть, погреться. Да только, видать, не суждено их мечтам-желаниям сбыться-исполниться, Аллах иначе рассудил. Но то история длинная, сразу и не расскажешь, всего, что случилось, не припомнишь, а виной всему лесные девушки, что испокон века в лесах окрестных живут, землю нашу от недругов охраняют. Вот об этом и расскажу вам, как все началось и чем для меня обернулось.

Мой народ издавна в лесу селится по берегам речек или озер, что рыбой богаты. И хоть вокруг лес-урман, болота топкие, но лихой, чужой человек в эти места не сунется, без приглашения не заявится. Не только чужой, но и кто из местных жителей, если окрестные места плохо знает, далеко от дома забредет, то и заплутать недолго, с дороги сбиться, в лесу заблудиться. Потому испокон века стоят в укромных местах избушки об одно оконце, где от непогоды укрыться любой может, обсушиться, обогреться, похлебку сготовить. Оттого и не боятся, не переживаютжители наши, если бывало, пойдет кто за клюквой на болото да только через несколько дней обратно в деревню вернется. Значит, в избушке лесной ночевал, чтоб ноги зря не бить, пустым с болота не возвращаться, пока мешок — другой ягод не соберет, да в укромном месте не схоронит. А по нашему обычаю, что не твое, кем другим собрано, то сроду его никто не возьмет, не позарится, коль тебе не принадлежит. Только вот нынче иной народ пошел, могут старые правила, обычаи не соблюсти, стариков не послушаться, чужое добро к рукам прибрать, будто так и положено. Не понимают, что все это потом против них же и обернется, и знать не будешь, откуда беда пришла. Да что об этом говорить, если умный, то сам поймет, а дуракам все одно объяснять бесполезно.

Так что не нами заведено-придумано, чужого не брать, но и своего не упускать, особенно, если рядом с тобой те богатства лежат: дичь разная, рыба речная, озерная, орехи кедровые, ягода лесная. По осени на клюкву и старый, и малый собираются, целыми семьями отправляются. С собой пропитание на много дней берут, подле клюквенного болота лагерем располагаются, ночью костры жгут, а днем ягоду спелую собирают. И плоха та семья, что хотя бы десяток мешков на зиму не наберет, в кладовую не положит.

Клюква для сибирского человека ничем иным не заменима: морс клюквенный жажду утоляет, от усталости помогает, лучше всякого лекарства болезни из тела гонит. А уж какие пироги, шаньги хозяйки наши с клюквой пекут, то словами не обскажешь, а самому попробовать надо – поначалу кусочек от того пирога отломишь, попробуешь, а там и не заметишь как весь пирог умял, сытым из-за стола встал. А зимой, как дороги встанут, то клюкву в город на базар везут продать по хорошей цене тем, кому в лес сходить недосуг было. Так что клюква для нас крепким подспорьем служит, пережить долгую зиму помогает, и редкий человек по осени на болото не снарядится, красной ягодой не запасется.

И меня мать с отцом с детских лет приучили не лениться, а с березовым туесом раза два на болото по осени прогуляться и ягоду насобирать, домой принести, к зиме подготовиться. Дорога до болота давно известная, проторенная: вначале до речки Убы, где поваленный кедр лежит, с час идти, а то и больше, коль неспешно пойдешь, а потом прямиком через лес к другой речушке, что Малым Ешаиром зовут, выходишь. А вот дальше проезжая дорога заканчивается и лишь тропинка малая вьется, петляет, то в одну, то в другую сторону уходит. Тут не зевай, гляди внимательно, не ровен час и в другую сторону уйдешь и вместо болота на старые гари или в глухой урман угодишь. Лес не город, заплутать и бывалый человек может, в такую глухомань попадешь, что кричи — не кричи, а никто тебя не услышит.

Вот как-то раз, когда еще совсем молодым был, только школу закончил, на ногу легкий, на сборы скорый, то решил в конце лета на клюквенное болото сходить, разузнать какой нынче урожай будет, много ли ягоды уродилось. Урожай клюквы много от чего зависит, не каждый год она сполна родится, вызревает. Бывает так, что и собирать нечего. Лето в тот год сухое выдалось, дождей почти не было, а клюква влагу любит, чтоб соком налиться, вызреть до спелости, а коль дождей не случится, то надо самые низкие места искать, где ягода завсегда имеется. Только путь туда не близкий. Иной раз не на ту дорогу угодишь, пойдешь круголя давать, зигзаги выписывать и, бывало, что едва за два дня до настоящих клюквенных мест добираешься. Да при том все ноги собьешь, в болоте перемокнешь, одежду о кусты поизорвешь, от мошки-комара едва отобьешься, устанешь, вымотаешься так, что клюква та тебе самой драгоценной ягодой на свете покажется. Потому и надо заранее знать, уродилась ли клюква вблизи от деревни на старых ягодных болотах, и другим о том сообщить, чтоб все знали, когда нужно в путь собираться, готовиться, какой запас с собой брать, в какое время лучше всего отправляться.

Вышел, значит, я спозаранку, как только коров пастухи на луг прогнали. Туес за плечами, в нем полбулки хлеба серого, два язя жареных да пара свежих огурчиков с нашей грядки, за поясом ножик на всякий случай, в кармане коробок спичек, на ногах сапоги-болотники, на самом курточка легкая, от дождя-ветра сохранная. Большего в лес с собой не возьмешь, а то дорога долгой показаться может, и не рад будешь, что нагрузился, лишку с собой прихватил. Ружья у меня никогда не было, поскольку в семье нашей никто охотой не занимался, склонности к тому не имел.

Иду себе скорым шагом, по сторонам с улыбкой гляжу, знакомые места узнаю: там рыбачили, там сено ставили, а в том леске дрова заготавливали. Все тут мое, все родное, привычное. Казалось бы, в глухом краю живем, до города иногда на машине и за два дня не всегда доберешься, но мне туда ехать нет особой надобности, и здесь дел хватает. В своей деревне жить куда как сподручнее. Тут тебя каждый человек сызмальства знает, в трудный час поможет, пропасть не даст.

Уже и Убу-речку прошел, скоро должна Малая Ешаирка показаться, как вдруг слева от себя, среди берез словно мелькнул кто – то ли зверь, то ли человек. Остановился, слушаю… Кому тут быть вдали от деревни? Человек бы ко мне сам подошел, а зверь себя шумом выдаст, даст о себе знать. А тут тихо кругом, и веточка не шелохнется, но что-то не так, чувствую, еще кто-то живой рядом есть. Стою так, головой по сторонам верчу. Опять что-то меж березок всколыхнулось, зашевелилось, и вроде как голос мне послышался, будто зовет кто меня.

«Нет, – думаю себе, – показалось, видать». В лесу всякое почудиться может, на то он и лес, а не чистое поле. Пошел дальше, а внутри вдруг какое-то беспокойство случилось, словно забыл чего, а вспомнить никак не могу. Иду, иду, а нужной мне речки все нет и нет. Что за напасть? Опять остановился, стал по сторонам озираться, чтоб определить куда зашел. Места совсем незнакомые. Значит, сбился с тропы, когда мне в лесу что-то почудилось, померещилось, надо обратно к тому самому месту возвращаться. Ругнулся про себя, пошел обратно, опять к речке Убе вышел, сел отдохнуть, хлеб из туеса достал, половину рыбины отломил, перекусываю.

Тут, откуда ни возьмись, сорока трескотушка села на нижнюю ветку рябинки, у которой ягоды только-только багроветь начали. И уселась как раз напротив меня да как затрещит, застрекочет! Я даже рыбину из рук на землю выронил, на ту сороку с удивлением уставился. Небывалое дело, чтоб такая осторожная птица, как сорока, да так близко к человеку подлетела совсем безбоязненно! Или я сам чуток умом тронулся, или с птицей чего приключилось, для меня не понятное, коль всякий страх потеряла.

Протянул к ней руку, с земли осторожно поднялся, думаю, сейчас поймаю ее, за хвост схвачу. Не тут-то было. Сорока прыг-скок и на другую ветку повыше перебралась, не хочет в руки даваться. Остановился, смотрю, что дальше будет. А она пострекотала, пощелкала надо мной вверху, чуть в сторону перелетела и опять свою трель выводит, словно сказать чего хочет. Прислушался я к ее стрекотне, и послышалось мне, будто бы она мое имя называет: «Асхат, Асхат, Ас-хат!».

«Ну, дела, –  думаю, – сороки заместо попугаев говорить начали!» Никогда о таком не слышал, а уж видеть и вовсе не приходилось. Чудо, да и только! А сорока с одного дерева на другое перелетела, но недалеко, на меня глядит, стрекочет, головой в разные стороны вертит. Выходит, зовет она меня что ли?! Делать нечего, пошел за ней следом и только несколько шагов сделал, как вижу, совсем молоденькая березка горит, огонь прямо по белой кожице ползет, лижет ее своим хищным языком, к вершинке подбирается. Я даже удивиться не успел, с чего это в лесу ни с того ни с сего деревце огнем взялось. Скинул с себя куртку, принялся жадное пламя сбивать, гасить, бедную березку спасать. И нескольких минут не прошло, как огонь унялся, и даже дымка не осталось.

Устал я, взмок, запыхался, пошел к речке попить, сажу с себя смыть. Подошел к берегу, наклонился к воде и… на тебе – в речке отражение девушки красоты необыкновенной с толстой косой на голове, лицом белым, глазами голубыми, а на ней самой сарафан зеленый, словно осока речная, яркий, сочный, красивыми узорами расшит. Отскочил от речки, назад оглянулся, а там березка молодая растет совсем такая же, как та, с которой только что огонь сбивал. Ничего не пойму! Или на солнце перегрелся, или заболел дурной болезнью. Прошел чуть по бережку, опять в воду глянул и ничего не увидел. Успокоился чуть, умылся. Но не утерпел, вернулся к тому деревцу, что в воду смотрится, опять в воду глянул. И снова девушка в зеленом сарафане мне оттуда улыбнулась и подмигнула даже. Ущипнул себя для верности, ажно вскрикнул от боли. Нет, не сплю, не чудится. Вот ведь рассказать кому, не поверят, засмеют.

Выбрался на берег, на солнце поглядел, а оно уже за кромку соснового бора спряталось, значит, вечер скоро, а там и ночь придет, стемнеет. Какое тут болото в потемках искать! И домой возвращаться неловко. Соседи спросят: «Как клюква нынче, Асхат, уродилась?» А я что в ответ скажу? Врать с детства не приучен, но и рассказывать, как заплутал, как сорока мое имя выкрикивала, как березку тушил, тоже неловко. Вспомнил, что чуть в стороне от речки, ближе к озеру, где хороший карась ловится, избушка нашего лесника Кадира стоит. Подумал, подумал, рыбину доел, хлеба половину сжевал, остаток на потом оставил и решил в избушке той заночевать, а уж завтра на клюквенное болото наведаться. На душе сразу веселее стало, отряхнулся и отправился избушку искать, чтоб, значит, на ночлег определиться.

Избушку лесника Кадира быстро нашел – она подле старой ели сложена, а верхушку еловую издалека видно. Посмотрел по следам вокруг, но свежих не заметил, видать, давно сюда никто не заходил. Глянул вверх, а на крыше бурундучок сидит, на меня глазками-бусинками посверкивает, усиками шевелит, интересуется, с чем пришел. У нас в тайге бурундучки самые любопытные из всех зверьков, людей не боятся, доверяют человеку, почти ручные. И всегда возле охотничьих избушек держатся, за человеком крошки со стола подбирают, пропитание в том находят. На зиму бурундук несколько ведер кедровых орехов себе заготавливает, в дупле или норе прячет. Старики сказывают, что если кто из людей запасы его найдет, себе заберет, то бурундук головой на развилку у кустика бросается и сам себя так душит, потому как не выжить ему без зимнего припаса.

Зашел я в избушку – никого. На столе несколько кружек перевернутых стоит, соль в баночке, в углу возле железной печки мелко колотые дрова лежат, береста, коробок спичек на полке. Все, что нужно путнику. Можно с дороги, с мороза обогреться, обсушиться, чай сварить, сил поднабраться. Даже свечной огарок оставлен, чтоб без света не сидеть. У нас издавна обычай такой: кто ту избушку срубил, тому она и принадлежит, но зайти в нее каждый может, коль нужда есть.

Только все одно как-то неспокойно у меня на душе было в тот вечер: про говорящую сороку забыть никак не мог, отражение девушки в зеленом сарафане вспоминалось. Беду, что случиться должна, человек завсегда заранее чует, предвидит. Но мало ли что на душе у тебя творится, а все одно жить дальше надо. Доел остатки хлеба с солью, чайку вскипятил, попил, похлебал, да и спать на топчан улегся.

Ночь быстро свое темное покрывало на лес накинула, тихо кругом, только свечка на столе потрескивает, да мыши под полом шуршат, сова изредка ухнет где-то, и опять тишина. А мне не спится никак, что за день со мной случилось, вспоминается. Девушка в зеленом сарафане так в глазах и стоит, улыбается, веселым глазом подмигивает. Может, час прошел, а то и больше, задремал. Находился за день, вот и сморило, а девушка та и во сне продолжает мне улыбаться, говорит что-то, да только слов ее понять не могу.

Вдруг слышу, как дверь скрипнула, словно вошел кто. Поднял голову, глаза открыл и увидел … старика в старинном черном бешмете с нахмуренным лицом, строгим взглядом, и белая борода у него до пояса мелкими кольцами вьется. Вот только усов у него не видно и бровей не разглядел, а так старик строгий, спина прямая, словно из сказки ко мне в избушку явился. А сзади него три девушки стоят, улыбаются мне, как старому знакомому. Волосы у них льняные, глазища большие, голубые, как небо в ясную погоду. Красавицы такие, что слова их описать не сразу и подберешь.

Хотел я встать, поздороваться, но ноги как ватные сделались, не слушаются, и ни словечка выговорить не могу, только таращусь на них, глазами хлопаю.

А старик тем временем к столу подошел, свечу погасил, а в избушке все равно светло, словно свет от пришельцев льется, приятный такой, мерцающий.

– Здравствуй, Асхат, – он мне вдруг говорит и бороду рукой оглаживает, – давно тебя жду в своем лесу, знал, что рано или поздно повстречаемся.

– А откуда вам мое имя известно? – спрашиваю и сам не понял, как речь ко мне вернулась вдруг.

– Мне все известно, что вокруг делается, потому что я – хозяин здешних мест, и все звери, птицы, рыба в реке – мои. Слежу, чтоб злой человек не набедокурил, беды не натворил.

– А как зовут Вас? – спрашиваю.

– Зови меня просто хозяином.

– А что за девушки с вами пришли?

­– То дочери мои. Им давно замуж пора, да только никак не могу для них достойного человека найти. Нужен мне зять доброй и чистый в помыслах. Чтоб не о корысти думал, а о том, как лес сохранить, братьев своих меньших в обиду не дать, злых людей от леса отвадить, зверушек из капканов освобождать, деревья лечить, пожары лесные гасить. Вот ты вроде как мне приглянулся, вижу на тебя положиться можно.

– Значит, это вы нынче в лесу меня проверяли, когда березка загорелась? Как я сразу не догадался…

– Все правильно понял, уразумел, то проверка была. Хорошо себя показал, куртку не пожалел, до дыр прожег, огонь загасил. Вот тебе взамен другая, новая совсем, носи на здоровье, – и протягивает мне куртку из прочного холста, что когда-то в старину у нас в деревне женщины пряли, износа им не было. – В куртке этой особая нитка из целебных трав пущена, и кто ее носит, то сроду ни хворобы, ни усталости знать не будет.

Взял я куртку, примерил – в самый раз по мне, и легкая, и теплая, и прочная, всем удобная в лес ходить – лучше не сыщешь.

– Спасибо, – старику отвечаю, поклонился низко, – только где я жить буду? Меня ведь дома ждут, искать пустятся, коль завтра к вечеру не вернусь.

– За то не бойся, все улажу. Народ подумает, будто бы ты пропал, заблудился, поищут, поищут, да и забудут о тебе. А жить станешь, где пожелаешь: хочешь в этой избушке, а нет, то любую в лесу выбирай, которая поглянется.

– Очень Вам благодарен, – поклонился опять старику. – Только насчет того, чтоб так вот сразу и жениться, то не готов к тому. У нас так не делается – только увиделись, даже не познакомились по-настоящему, а уже и жениться… Мне бы с ней поговорить, вечерком по деревне пройтись, погулять, послушать, какие она песни поет, слогает, а уж потом решать – брать ее в жены, играть ли свадьбу. Да и какая в лесу свадьба, когда никого из моей родни не будет?

­– Придется тебе по нашим обычаям жить, про то, как у вас водится забудь навсегда. А пока погляди на моих дочерей и выбери, которая тебе милей, сердцу ближе.

Тут девушки вперед выступили, в ладоши хлопнули, серебряными браслетами, что у них на руках надеты, зазвенели, в пляс пустились, веселую песню запели. Я хоть слов не понял, не разобрал, но все одно – хорошая песня! И веселая, и с грустинкой чуть, едва сам в пляс не пошел, да неловко как-то. Смотрю на них, выбираю, которая краше всех, веселей, в талии тоньше. И узнал ту самую, что в речке днем увидел! Очень она мне в душу запала. А приметил ее по малой родинке над верхней губой. Пригляделся, и она с меня глаз не сводит, смеется беззвучно так. Кинулся к ней, схватил за руку, к себе потянул, говорю старику:

– Вот она, моя избранница. С ней жить буду, по нраву она мне, согласен хоть сейчас жениться. Скажи, как зовут тебя?

– Погоди, – старик отвечает. – Сам же говорил, что сразу такое серьезное дело не делается. Ты еще не все испытания прошел, выдержал. И имя моей дочери тебе знать пока не к чему. Зови ее просто Младшей дочерью. Она у меня самая любимая, самая расторопная, первая мне помощница. Оставайтесь до утра, а там поглядим, посмотрим, как дальше сложится… – и пропал старик, а вместе с ним две других его дочери, будто никогда и не было.

Остался я вдвоем с его младшей дочерью, и сомнение меня взяло, – правильно ли поступаю, согласившись до конца дней своих в лесу жить. Оно, конечно, дело нужное оберегать пташек, зверушек, пожары лесные гасить, но и в деревне дел много разных. Представил себе, как мать горевать станет, когда узнает, что сын ее в лесу пропал, сгинул. Она у меня уже в годах тогда была, хоть и не старая, в любой момент заболеть могла, а я ей ничем и помочь не смогу – соображаю себе. Гляжу на девушку, что все мне улыбается, и пришла мне на ум мысль такая, что решил спросить, предложить красавице – как она на мое предложение согласится.

– Скажи, а почему тебе со мной в деревню не пойти? С родней познакомлю, свадьбу сыграем, как у людей. Хорошо жить станем, а в лес мы в любой момент пойти сможем, приглядывать будем, зверью, птахам, пичугам разным помогать. Может, дождемся рассвета, да и отправимся ко мне домой?

Она вмиг улыбаться перестала и серьезно так говорит, льняные брови на лбу свела, и родинка у нее потемнела даже.

– Нам, лесным девушкам, дочерям лесного хозяина, нельзя среди людей жить. Много злобы в человеке накопилось, зла всяческого, а нам это словно огонь жаркий, не выдержим, умереть можем от худого слова, от дурного глаза.

– Никому тебя в обиду не дам! – схватил ее за руки, на колени опустился, ладони ее себе на грудь положил. – Плохого слова от меня сроду не услышишь, клянусь тебе! Беречь стану, сам всю работу по дому делать. Заживем счастливо, детей вырастим. У нас красивые дети родиться должны.

– Не в тебе, Асхат, дело, – она отвечает, – ты добрый, хороший. А как ты меня от всех спрячешь, когда люди вокруг завидовать начнут, когда мы с тобой душа в душу жить станем, а зависть людская для меня хуже смерти.

– Да почему завидовать кто-то станет?  У нас в деревне многие семьи хорошо меж собой живут, и остальные соседи только радуются, уважают. И у нас так же будет. Пошли в деревню.

– Глупый ты, совсем глупый, – улыбнулась она в ответ и меня по голове ласково погладила, – совсем жизни не знаешь. Люди раньше на земле не одну сотню лет жили, когда зависти и в помине не было. А как пошли бедные, да богатые, то с тех пор все и началось, человек сам свой век укоротил от собственной злобы, от зависти. Даже малые дети еще в малолетстве умирать начали, болезни разные появились, которых раньше сроду не было. Потому и живем мы в лесу, вдалеке от людей, чтоб злобы той избежать, не встречаться с завистью. Знаешь, почему тебя мой отец отметил? А потому как ты сердцем чист, словно дитя малое, никому не завидуешь, а над тобой все вокруг смеются, за глупца почитают.

Подумал я, подумал, а ведь права девушка. Многие в деревне надо мной подсмеиваются, что добра не нажил, денег не скопил, живу в старом доме с матерью без особого богатства. Раньше даже дразнили меня обидными словами, да дядя мой, уважаемый в деревне человек, заступился, пригрозил обидчикам, они и отвязались.

– Все так, – говорю ей, – права ты, но у меня мать старая в деревне. Кто с ней останется?

– За нее не беспокойся, ее братья твои к себе возьмут, прокормят. Главное, чтоб ты согласился, а остальное все само собой сладится.

Ничего я ей тогда не ответил, потому что и с ней быть хотелось, больно поглянулась она мне – разумная, добрая, красивая, никогда таких не встречал; а с другой стороны, мать жалко, как ее брошу. И так и этак думал, соображал, не заметил, как и рассвело. А девушка без дела не сидит, прибрала в избушке так, словно в доброй избе чисто и уютно стало. Вдруг слышу, собака лает, значит, и человек рядом с ней где-то. Себя не помня  выскочил вон, кинулся на тот лай, про девушку совсем забыл, бегу ног не чую. Смотрю, а то собака лесника Кадира облаивает кого-то на дереве, и он следом идет, ружье в руках, курки взведены. Посмотрел на дерево, а там рысь молодая притаилась и на собаку глядит сверху, голову из стороны в сторону поворачивает, людей не замечает. Кадир ружье поднял, прицелился в рысь, а я к нему бросился, схватился за ствол, дернул изо всех сил. Он и не ожидал такого, нажал на курки и выстрелил, да только не в рысь, а в собаку собственную попал, убил на месте. Как принялся на меня кричать, ругаться нехорошими словами, думал, и меня тут же убьет, так ему собаку жалко стало.

– Ты, недоносок этакий, как смел за ружье хвататься? Моя собака лучшая в округе была, цены ей нет. Сколько раз предлагали мне продать ее, да все не соглашался. Она и на белку, и на медведя шла, сколько зверя я с ней вместе добыл. Зачем ты, дурак, мне под руку подвернулся?!

– Рысь жалко стало, – отвечаю ему.

– Дураком родился, дураком и помрешь. Правильно про тебя на деревне болтают, что недоумок ты. Если бы мать твоя меня не упросила тебя дурака поискать, то и беды бы не было. А теперь вон что наделал.

Поднял он с земли мертвую собаку и к избушке понес, со мной больше и говорить не стал. Я следом иду, сокрушаюсь, про девушку лесную вспомнил: как Кадиру объясню, откуда она взялась? Побежал было вперед, да он кричит:

– Не заходи в мою избушку, не хочу видеть тебя!

Остановился я, как его ослушаться, когда он лесник, его избушка. А он вовнутрь вошел, и дверь закрыл перед моим носом. Постоял я так, постоял и побрел обратно домой угрюмо и про туес и про куртку, что старик подарил мне, позабыл. К обеду уже дома был, а на крылечке мать стоит, меня поджидает, глядь, а подле нее и мой туес лежит и куртка из холста.

– Ой, сыночек, – она ко мне бросилась, – я уже худое думать начала, не случилось ли с тобой чего. Живой ли?

– Да что мне сделается, – обнял маму, хотел было про лесного хозяина и дочерей его рассказать, да только голос мне того старика послышался, будто не велит он о нашей встрече никому говорить, а то заболею дурной болезнью, и никто мне не поможет. – Откуда туес мой взялся и куртка? – мать спрашиваю.

– Ребята из леса принесли сегодня утром, как коров на пастбище погнали, потому и беспокоиться начала. Только что-то я у тебя раньше такой куртки не видела. Правда у отца моего, твоего деда была когда-то такая …

– Может, его и есть, – пожал плечами, хотел в дом пойти, но мать интересуется:

– Как клюква нынче? Уродилась или нет?

– Плохая нынче клюква, – ответил, а на душе тоскливо – тоскливо, словно что-то дорогое и важное для себя потерял.

Не ходил больше я в тот год на болото по клюкву и даже в лес боялся один ходить, за каждым деревом чудились мне девушки в зеленых сарафанах с серебряными украшениями на руках, будто зовут они меня к себе. Зато из соседней деревни бабушка Мака неожиданно заблудилась в лесу, и две недели ее найти не могли, даже милицию вызывали, бывалые охотники всю окрестную тайгу прочесали вдоль и поперек, а все зря. К концу второй недели она сама в деревню пришла, живая и здоровая, только вся оборванная и исхудавшая. Рассказала, что встретила в лесу (как раз подле речки Убы!) нескольких девушек в зеленых сарафанах, и повели они ее вглубь леса и не хотели от себя отпускать, а кормили лесными ягодами, потом к деревне вывели, отпустили с миром. С бабушкой ничего не случилось, а вот дочь ее в ту же осень умом слегка тронулась, заговариваться начала. Такое вот дело…

Потом уже вспомнил я, что в детстве, когда мы пацанами на опушке леса играли, черемуху рвали, случай вышел: ровесник наш, Рафаэлем Аминовым его звали, побежал в лес бегом ни с того ни с сего. Думали, напугал кто его, едва догнали, спрашивать стали, что случилось, а он бьется меж нас, отталкивает, кричит: «Пустите меня! Девушки к себе играть зовут…» После того случая заболел он, слег и лежал долго, не узнавал никого да так больным на всю жизнь и остался.

И другие рассказы стариков припоминаться начали мне про тех лесных девушек, будто бы всегда они подле нашей деревни жили и время от времени кого-то к себе обязательно заманивали, с собой уводили. И если человек возвращался потом обратно в деревню, то обязательно заболевал, а то и совсем память терял, с ума сходил. Потому взрослые и запрещали нам, малым детям, в лес одним ходить, да не всегда мы слушались их.

Я, правда, болеть не болел после того случая, но вот на девушек смотреть перестал. Мужики подсмеивались надо мной, мол, больной и все такое… Но как вспомнится мне дочь лесного хозяина красоты необыкновенной, то все другие перед ней чумичками казались. Даже в город несколько раз ездил, хотел там невесту себе найти, но если и встречал красивую, то обязательно или неряха, или характером злая, неуживчивая. Зачем мне такая жена нужна? Так и живу один, уже и мать схоронил, в доме пусто, неприбрано порой и заходить в него не хочется. Но, думается мне, встречу еще тех лесных девушек, и если позовут к себе, то непременно останусь, и раздумывать не буду. Лишь бы позвали…

Да, а лесник тот, Кадир, той же зимой в лесу погиб. Нашли с перегрызенным горлом неподалеку от избушки. То ли волки напали, а может рысь. Кто видел? У кого спросишь? Только лесной хозяин о том и знает да не всякому скажет.

Сибирские астана

      Много-много веков назад, когда на нашей земле жил народ, который  идолам и истуканам поклонялся, свершились эти события. Правил тогда в полуденных жарких странах  хан Шейбан, а вопросами веры ведал при нем имам Багауддин. Строили они совместно в своих землях многие мечети, открывали медресе, где учили молодых людей, чтоб они, грамоту познав, славили Аллаха и продолжали распространять учение его по всей земле.

И вот как-то раз пришли к имаму Багаутдину купцы, что ходили с караваном на север менять свои товары на драгоценные шкурки разных зверей, и рассказали, что живет в Сибири народ, который имя Аллаха не чтит, а поклоняется разным своим богам, кровавые жертвы им приносит и живет так в своем заблуждении, немало не беспокоясь о душе своей бессмертной.

Опечалился имам Багауддин, ушел к себе в покои, встал на молитву и всю ночь с Аллахом беседовал. На утро вышел он к народу и объявил волю Аллаха идти в северные края и приобщать сибирские народы к вере мусульманской.  А потому призвал имам Багаутдин всех правоверных мусульман, кто может в руках оружие держать, садиться на лихих скакунов и отправляться в страну под названием Сибирь и во имя Аллаха обратить те народы в праведную веру.

Услышал народ призыв святого человека, возрадовался. Всякому благоверному хотелось жизнь свою во имя веры положить, чтоб после смерти обрести блаженство вечное. Но, узнав, что путь в те сибирские страны долог и опасен, многие испугались умереть в столь дальнем путешествии и, печально опустив головы, побрели домой, предоставив другим, более сильным и молодым, людям исполнить призыв своего правителя.

Тогда, чтоб людей в вере укрепить, разослал имам Багауддин по всем окрестным селениям гонцов своих, чтоб те собрали правоверных шейхов в разных местах проживающих, и привели их к нему. В короткий срок было выполнено его указание, и вскоре триста шестьдесят шесть шейхов в белых чалмах и зеленых халатах, с саблями стали дамасской верхом на резвых конях явились к нему. А хан Шейбан им на подмогу еще тысячу семьсот джигитов-конников с колчанами, полными стрел, и длинными копьями в руках направил.

Вышел имам Багауддин к отважным воинам на крыльцо своего дворца и обратился с такой речью:

– Долг правоверного мусульманина повелевает нам, братья мои, нести на остриях своих копий и на клинках сабель мусульманскую веру по всей земле. Да убоятся враги ярости нашей! Да будет прославлено имя Аллаха и пророка его Мухаммеда в сопредельных странах! Не думайте о смерти, поскольку душа ваша принята в рай будет. Долг велит вам исполнить то, что никому до этого не под силу было. Идите на север, и пусть вера ваша крепка будет, как дамасские клинки в ваших руках.

– Да будет так! – отвечали ему шейхи и конники хана Шейбана. – Восславим имя Аллаха и пророка его на земле величайшего из людей Мухаммеда!

С тем и отправились правоверные воины в дальние сибирские земли. Путь их лежал через горы, через великие реки, через безводную степь, где водились опасные хищники, нападающие на людей. Наконец добрались они до страны, где жили люди, поклоняющиеся истуканам, и приказали им сжечь своих идолов и принять мусульманскую веру. Но те люди рассмеялись им в лицо и велели убираться прочь, иначе они возьмутся за оружие и прогонят их силой. Ничего другого не оставалось шейхам и конникам хана Шейбана как принять их вызов и выйти на битву. Тех людей со всей сибирской земли собралось в несколько раз больше, чем защитников веры, и они с криками бросились напришельцев, надеясь быстро покончить с ними. Но правоверные шейхи и конники хана Шейбана приняли неравный бой за веру и не только не дрогнули их ряды, но одолели они дикий народ, многих закололи своими длинными пиками, посекли крепкими саблями дамасской стали и уже к вечеру противник их бросился в бегство, укрылся в окрестных лесах. Но и среди шейхов и воинов за веру праведную оказалось много раненых и убитых. Тут же, рядом с местом битвы, схоронили их и возвели временный мавзолей из смолистых кедровых бревен, прочли, как и положено, должную молитву.

После этого шейхи и конники разделились на несколько отрядов и, не опасаясь больше нападения сибирских людей, поехали в разные стороны проповедовать свою веру. Только сибирские воины, что остались в живых, и не думали оставлять их в покое, а нападали из-за деревьев, ставили ловушки, поджигали лес, пускали в них стрелы. Еще много шейхов и воинов хана Шейбана полегло от рук идолопоклонников. Но, наконец, заняли они все городки сибирские и привели их жителей к истинной вере, взяли обещание никогда больше не поклоняться своим идолам.

Лишь маленькая горстка от отряда вернулась обратно к дворцу имама Багауддина, принеся с собой весть о победе. Но к тому времени не стало уже боговерного имама, а место его занял другой человек, которому дела не было до вернувшихся воинов. И хотя шейхи взывали к нему, чтоб он отправил в сибирские земли другой отряд, который бы следил за неукоснительным соблюдением установленных там законов шариата, но ничего этого сделано не было.

С тех пор прошло еще почти две сотни лет, пока ислам окончательно утвердился среди многих сибирских народов на нашей земле. Тогда и вспомнили о погибших в боях шейхах, принесших впервые к нам эту веру. Люди из всех селений стали разыскивать их могилы, названные астана, устанавливать на них памятники, рубить мавзолеи, вспоминать имена борцов за веру.  До сих пор в наших краях стоят те мавзолеи или малые холмики и сохраняется память о тех давних событиях.

…Мальчишкой я был, когда о могилах шейхов услышал. Услышал и тут же забыл, верно. Мало ли дел у каждого из нас было: корове сена дать, дров для печки в дом принести, за водой на речку сбегать. Да и поиграть всегда хотелось, когда время свободное выдавалось. О чем там старики говорят, рассказывают, то все сказками казалось. А сказка она сказка и есть, какая ей вера?

Учились мы в то время в школе, что во Втором Вагае была. Всю неделю в интернате жили, а на выходные нас домой отпускали. Бывало из колхоза машина грузовая приедет, нас заберет, если какой работой водителя не займут; а случалось, и пешком до дома добираться. Вот однажды, осенью дело было, ждали мы машину, ждали, а потом кто-то и предложил: «Если сейчас пешком не отправимся, темноты дождемся, то придется ночь в интернате ночевать, не попадем домой. Пойдемте, пока не стемнело…». Все и согласились, пошли, сумки, ранцы подхватив, за спину закинув.

Ладно, идем себе по дороге, беседуем, травинки на ходу обрываем, вперед поглядываем, авось да машину за нами вышлют. Почти половину пути прошли, а машины все нет. Тогда самый старший из нас, Сафар, говорит:

– Так, если по дороге пойдем, то большой крюк делать придется. Тут можно напрямик пройти по полям, изрядно время сбережем, быстрей до дома доберемся. Что скажете? Согласны?

– Согласны! – все закричали.

– Тогда пошли, – Сафар говорит, и первым с дороги свернул, пошел по полю.

А был среди нас один мальчик, внук муллы, его Ришатом звали. Он один на дороге остался, не пошел с нами. Стоит и с ноги на ногу переминается.

– Чего испугался? – мы ему кричим. – Идем с нами, не бойся, не заблудимся, прямо к нашей деревне выйдем.

– Нельзя здесь ходить, – он робко так нам отвечает.

– Это почему вдруг? Разбойники что ли в наших краях объявились? – мы смеемся.

– Астана там… – он говорит.

– Ну и что? – про астана мы все слышали, но почему нельзя рядом ходить и не знали, впервые об этом от Ришата узнали.

– Нельзя мертвых тревожить зря, – Ришат нам.

– Да мы и не собираемся их тревожить. Мимо пройдем и все.

– Все одно нельзя, – Ришат на своем стоит.

– Раз ты такой пугливый, то иди по дороге, а мы прямиком, –  Сафар за всех отвечает, и без остановки пошел дальше. Ну, мы постояли, помялись и пошли за ним. Ришат один на дороге так остался.

Идем, а у самих на душе от слов его нехорошо как-то. Не то чтобы боязно, но неприятно, словно что-то нехорошее сделали и наказания от старших ждем. Но молчим, ни словечка друг другу о том не говорим. А Сафар еще и песенку какую-то веселую затянул, запел, чтоб веселей идти было. Прошли мы картофельное поле, все ботвой пожухлой покрытое, к леску березовому близехонько подошли, вдоль опушки идем. Справа от нас овраг от лога, что к речке выходит, слева поля колхозные, впереди лес хвойный. Как только через него по лесной тропинке пройдем, то опять на поля выйдем, а там, через час-другой и до дома доберемся.

Думаю себе: «Может, зря нас Ришат пугал, ничего и не случится. Мы не на худое дело идем, а к себе домой. Кто нас за это наказать может?»

Ладно, только к лесу подходить стали, ребята, что впереди шли, как закричат:

– Кони, кони скачут!

– Где? – мы у них спрашиваем, а сами обрадовались. Наши колхозные кони к себе всегда подпускали, мы на них и на реку, и на покос верхом ездили без седла, без уздечки, пятками управляли. Вот мы и подумали, что сейчас тех коней подманим, взберемся на них и дома через полчаса будем.

– Ой, какие красивые кони, – ребята опять кричат, – белые, как снег. И много их, не меньше сотни будет.

Подбежали мы к ним и видим, как на фоне черного леса скачут галопом кони белой масти один за другим, и топот от их копыт такой гулкий вокруг разносится, будто они по деревянной мостовой бегут, а не по сырой земле.

– У нас в колхозе таких белых коней сроду не было, – кто-то сказал, – откуда им здесь взяться?

– Да кто его знает, – Сафар рукой махнул, – как бы нам их поймать, к себе подманить. Есть хлеб у кого? – Пошарили мы в карманах, в сумках, нашли пару кусков. –  Идите, подманите коней хлебом, – Сафар как старший нам велит. И ослушаться нельзя, подумают, что испугались, засмеют.

Трое нас с кусочками черствого хлеба в руках пошли к тем коням, чтоб подманить их, хлебцем угостить. И чем ближе мы к ним подходили, тем страшнее становилось, страх до самых пяток добрался, и на душе жутко, будто покойника увидели или еще чего пострашнее.

А белые кони на нас и внимания не обращают, бегут себе вдоль опушки и за деревьями скрываются, а вслед за ними все новые и новые выскакивают. Нам бы сообразить, неладное что-то здесь, остановиться, а мы как заводные куклы все идем к ним с вытянутыми руками и слова разные ласковые шепчем. Вдруг один жеребец от остальных отделяется да как на нас поскачет, побежит… Грива у него по ветру развивается, а из ноздрей как будто искры летят. Не знаю, может мне то со страху показалось, а может и взаправду было, но остановились мы как вкопанные. Тут жеребец как заржет по-дикому, на дыбки вскинулся, в воздухе копытами бьет, из глаз, словно молнии сыплются. Ну, мы и кинулись обратно к остальным ребятам, а они смеются над нами:

– Чего испугались? Он к вам сам подошел, а вы… спужались!

– Идите сами коней тех ловить, – мы им, – он чуть не зашиб нас, не пойдем больше.

Ребята вслед за Сафаром побежали к лесу, гляжу, а коней и след простыл, будто никогда их и не было совсем.

– Куда же они делись? – ребята на опушке стоят, озираются. – И следов от копыт не видно. Странно все как-то.

– Может, показалось нам все? – один у другого спрашивает.

– Как это показалось? Не бывает такого, чтоб всем сразу вдруг одно и то же показалось. Все коней видели? – Сафар к нам повернулся.

– Видели, – отвечаем, а у самих поджилки трясутся.

– Пойдемте в лес, может, они там где на поляне стоят, – Сафар дальше командует.

Деваться некуда, никому не хочется, чтоб его потом трусишкой дразнили, если вдруг со всеми в лес не пойдет, двинулись следом за Сафаром. А в лесу вдруг тишина такая сделалась, установилась, словно вымерло все: ни одно дерево ни скрипнет, ни ветерок по кронам не прошумит, никакая птичка голоса не подаст. И сам лес стоит нахмуренный, пригорюнившийся, сумрачный, боязно в него заходить даже.

А Сафару хоть бы хны, впереди идет, палку с земли подобрал, по веткам вниз склонившимся ей как саблей ударяет, желтые осенние листья на землю сшибает, насвистывает что-то негромко. Ну, и мы плетемся, по сторонам озираемся, все ждем чего-то. Впереди полянка показалась, и вдруг туман, откуда ни возьмись, опустился на землю, белесым паром все покрыл, укутал да такой густой, что кто впереди тебя идет и не разберешь сразу, а лишь спину видишь, и дыхание его слышишь.

– Вот шайтан, – Сафар крикнул, – как дальше дорогу найдем? Не видно ничего из-за проклятого тумана.

– Может, обратно повернем? – кто-то из ребят спрашивает. – Боязно…

– Кому боязно, тот пусть и обратно идет, а я ничего не боюсь, – Сафар засмеялся, – меня бабушкиными сказками не удивишь, не напугаешь. Вранье все это…

И только он эти слова проговорил, перед ним прямо из земли огненные брызги посыпались, как бывает, когда головню из костра на землю бросишь, только самого огня нет, а искры летят.

Сафар-то и раскрыл рот, палку из рук выронил, остановился как вкопанный. И мы тоже застыли, с места двинуться не можем. Вдруг видим, меж искр старик стоит с белой бородой длиннющей- предлиннющей, чуть не до земли она достает, а на голове у него чалма белая, из одежды халат зеленый с узорами. А глаза у того старика такие сердитые-пресердитые, что и передать словами нельзя. Сафар от испуга весь затрясся, упал перед стариком на колени и только одно слово повторяет:

– Мама, мамочка милая… Мамуля…

– Зачем ты меня потревожил? Зачем в мой лес пришел? – старик тут грозным голосом его спрашивает. – Или тебе жизнь не дорога? Отвечай! – да как притопнет ногой, что земля вокруг загудела, будто гром ударил.

– Домой мы идем, – Сафар тихим голоском проговорил, – не знали, что вы, дедушка, здесь живете. Мы больше не будем.

– Разве старики ваши не рассказывали, что в лесу этом святые могилы, астана, находятся?

– Говорили…

– А вы, выходит, не поверили? Плохо, ох как плохо. Что за люди из вас вырастут, если сейчас уже стариков не слушаете и тому, что они рассказывают вам, не верите? Какое бы наказание вам придумать… Ваше счастье, что малы еще, а то бы наказал по заслугам, чтоб другим неповадно было наш сон тревожить, ходить возле святых мест без дела.

– Мы, дедушка, больше не будем, – Сафар ажно заплакал от страха. А как тут не испугаться, когда старец такой сердитый и грозный перед нами стоит.

– Хорошо, – старик говорит, – идите своей дорогой, но в лес без даров, без молитвы больше никогда не заходите. А как домой вернетесь, то всей деревне расскажите и муллу пригласите, чтоб молитву прочел, всех погибших на этой земле помянул. – Сказал и пропал, лишь пар кружится над тем местом, где он только что стоял.

Мы все ног под собой не чуя как кинулись бежать, некоторые даже портфельчики свои побросали. Бежим, и кажется, что старик нам в спину глядит и грозно в бороду усмехается. Промчались через подлесок березовый, лица ветками поисцарапали в кровь и на поле какое-то выбежали. Глянули, а впереди, совсем поблизости деревня наша огоньками светится, собаки тявкают, и близ околицы табун конский стоит, пофыркивает.

– Опять те же кони, – закричали мы испуганно. – Бежим отсюда!

– Да нет, то наши, деревенские кони, – кто-то, присмотревшись, отвечает, – заправдешные.

– Чего делать-то будем? В деревню пойдем? А вдруг старик тот нас опять где-нибудь встретит?

– Не встретит, – Сафар отвечает. Он вроде как успокоился, отдышался и говорит нам. – Про то, что случилось, молчок. Не хочу, чтоб все потешались над нами.

– А как же старик? Он ведь нам велел рассказать обо всем и муллу позвать, чтоб молитву прочел.

– Да мало ли кто чего сказать может, – Сафар возражает, – здесь мы уже дома, и никто нам не страшен. Молчите, будто ничего и не было.

Ну, мы и послушались Сафара. Он как никак самый старший среди нас был, уже с девушками встречался, курил потихоньку от родителей, нож складной у него был, которым он частенько хвастался, нас, маленьких, попугивал. Послушались мы его и, вернувшись в деревню, никому ничего рассказывать не стали, ни про белых коней, ни про старика с седой бородой.

Когда мама меня спросила, отчего одежда рваная и лицо поцарапано, то сказал, будто бы в лесу заплутали и в темноте о деревья изодрались, оцарапались. Вроде и правду сказал, только не всю… И остальные ребята ничего родителям о том случае не рассказали, смолчали, чтоб на смех нас не подняли, дураками перед всей деревней не выставили.

Неделя или больше прошло, потихоньку та история забываться стала, как вдруг Сафар потерялся. Учителя в школе всех нас порасспросили, когда его в последний раз видели, а мы с ним и не дружили особо, у него своя компания была из старших ребят. Все решили, что он к кому-то из родни уехал, не сказав о том, думали, скоро объявится.

Только ни через день, ни позже Сафар так и не объявился. Родители его к родне в соседнюю деревню кинулись, в других, дальних, побывали, милицию на ноги подняли, а ничего не помогает. Нет Сафара нигде, и все тут.

Один только Ришат, которому мы под большим секретом рассказали и про коней белых, и про старика в чалме, больше всех волнуется, и советует к деду его, мулле, в соседнюю деревню поехать и с ним посоветоваться. Отпросились мы с уроков пораньше и подались пешком к деду его. Тот нас встретил и сразу спрашивает:

– Вы, верно, про Сафара пришли мне что-то рассказать?

– А откуда вы знаете? – мы удивились.

– На то я и мулла, чтоб знать про такие вещи. Ну, рассказывайте.

Мы без утайки всё ему и выложили: и про коней, и про старика в чалме. Про то, как Сафар велел нам молчать, старшим ничего не говорить.

– Да что же вы наделали! – тот аж в лице переменился. – То-то у меня на душе неспокойно, а почему сам понять не могу. Теперь все понятно. Сейчас, подождите меня чуть, пойдем на то место, где вам святой повстречался.

– А он правда святой? – мы так до конца тогда и не верили в это.

– Конечно. Иначе и быть не может. Еще от своего деда слышал, что рядом с нашей деревней святой шейх похоронен, но только все позабыли, где это место находится. Дед все обещал сводить меня туда, показать, а потом совсем стар стал, сам ходить не мог, так и умер. А коль он вам, детишкам малым, сам явился, значит, время пришло к его могиле всем народом с дарами, с молитвами идти, прощения просить, что забыли о праведных людях, которые жизнь свою за веру положили.

Ушел он недолго за перегородку, вышел вскоре одетый празднично и толстую старинную книгу в руках держит.

– А книга зачем? – у него спрашиваем.

– То священная книга, Коран называется. Она нам прежде всего понадобится.

Вышли мы за деревню, а земля уже замерзшая, первым снежком припорошенная, следы на ней хорошо видны. Пошли напрямик к тому лесу, где все с нами приключилось, а самим страшно.

– Дедушка, а тот старик на нас не рассердится, что мы опять к нему без разрешения пришли.

– Не должен рассердиться. Я молитву про себя читаю, он знать должен, что мы с добрыми мыслями и чистым сердцем к нему идем.

– А как он узнает про это?

– Вот, когда вырастете, большими станете, то все сами поймете. А сейчас голову пустыми разговорами не занимайте.

Дошли мы скоро до того леса, шаг замедлили, озираемся кругом, все нам чудится, что сейчас лошади выскочат, на нас побегут. Но тихо все, дальше идем, на полянку небольшую вышли. И видим под деревом Сафар сидит теплой попоной укрытый и в руках что-то держит. Кинулись, было, к нему, а мулла, дед Ришата, удержал нас за плечи.

– Погодите, тут спешить нельзя. Сперва я к нему подойду. Мало ли чего случиться может…

Остались мы на краю полянки, смотрим издали. А дедушка книгу Коран раскрыл, и начал что-то читать по ней и низко так на все стороны кланяться. Подошел он к Сафару, потрогал его, а тот не отзывается. Мы уж испугались, не умер ли, но встал он, за дедушку держится, тот его к нам повел.

Смотрим, а в руках у Сафара глиняный горшочек с рисом или с чем-то другим, наполовину пустой. Мы его за одежду дергаем, тормошим, а он словно спит, глаза полузакрыты, только бормочет чего-то непонятное.

Так и привели его полусонного в деревню, родителям отдали. Те в слезы, понять не могут, как он столько дней в лесу провел, не замерз и чем питался непонятно. Горшочек тот глиняный мы с Ришатом едва у него из рук вынули, я его у себя оставил. Интересно мне было, откуда он у Сафара в лесу взялся.

Долго так Сафар в забытьи пролежал, ни с кем не разговаривал, ни на один вопрос не ответил. Только одно слово повторял: «Астана…». Родители его в город в больницу возили, но и там ничем помочь не могли, хотя целый месяц его у себя продержали, уколы разные ставили. Обратно вернулся грустный, задумчивый какой-то, словно подменили человека. Родители из школы его забрали да вскоре и увезли к родне куда-то далеко, там он и жить остался.

А старики теперь каждый год собираются по осени и в лес к тому самому месту идут с молитвами, с дарами разными, домой уже поздно, под вечер возвращаются. Нас, ребят, с собой не берут. Лишь строго-настрого запретили одним в те места ходить, без старших.

Ришат как школу закончил, уехал в Казань учиться, говорили, потом муллой стал, как и его дедушка. А мне на память тот глиняный горшочек остался, у меня дома на отдельной полочке стоит. Если когда мне особо плохо бывает, то возьму его в руки, подержу, грустными мыслями поделюсь, и, глядишь, много чего меняется, жизнь иначе идет.

Может, именно тот случай заставил меня остальные астана по всему нашему району искать, путешествовать от деревни к деревне, стариков расспрашивать, кто что помнит, в газеты о том писать. А как иначе? Помнить народ должен о тех людях, что их на праведный путь наставляли, от идолопоклонства отучали, истинными верующими сделали. А то придется все сначала начинать, веру отцов наших и дедов обратно на нашу землю возвращать. Без веры жить человеку никак нельзя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *