Икона с образом преподобного Кирилла Белозерского, написана безруким и безногим художником

Уникальную икону с образом преподобного Кирилла Белозерского, созданную безруким и безногим художником, представили в открытом фондохранилище отреставрированной Вологодской башни Кирилло-Белозерского музея-заповедника.

Как выяснилось, образ святого автор писал… зубами!

«Это подписная икона начала XX века, которая рассказывает историю из жизни святого, когда однажды ночью, читая в своей келье Симонова монастыря Акафист Богородице, преподобный услышал голос Богородицы: «Кирилле, изыде отсюду и иди на Белоезеро, тамобо уготовахти место, в нём же можеши спастися». При этих словах святой выглянул в оконце кельи и увидел свет, который указывал в сторону Белоозера на то место, где Кириллу Белозерскому было предначертано основать крупнейший православный монастырь.

Ценность иконы не только в самом образе и мастерстве художника, но и в установленном авторстве памятника. На нижнем поле иконы имеется подпись − «Журавлев», которая была обнаружена художником-реставратором темперной и масляной живописи музея Иваном Николаевичем Федышиным во время реставрации памятника, – сообщает генеральный директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов. – Стилистические особенности и техничная манера исполнения образа позволяет отождествить это произведение с другими сохранившимися иконами удивительного мастера – Григория Николаевича Журавлева (1858−1916), жизнь которого была непрерывным подвигом.  Он родился в селе Утевка Бузулукского уезда Самарской губернии в семье крестьянина и имел с рождения атрофированные руки и ноги. Это не помешало ему учиться в земской школе и рисовать. Он писал, держа карандаш в зубах, также потом и создавал свои картины».

Биография иконописца весьма интересна – в его воспитании и начальном образовании большую роль принимал дед, Петр Васильевич Трайкин, возивший его два года в земскую школу. В пятнадцать лет талантливый юноша учился художественному мастерству в Самаре, где брал уроки у местного художника Травкина.

Через пять лет Григорий вернулся в свое село, где начал писать иконы, некоторые из них были подарены самарским чиновникам, что позволило вскоре работать на заказ. Свои работы часто подписывал так: «Сию икону писал зубами крестьянин Григорий Журавлев, безрукий и безногий».

«В 1888 году самарскими дворянами по инициативе губернатора Журавлеву была заказана икона для поднесения императорской семье в память их чудесного спасения при крушении поезда, случившегося в том же году 17 октября, – рассказывает научный  сотрудник Кирилло-Белозерского музея-заповедника Елена Щурина. – Существуют предположения, что мастер был на приеме в Санкт-Петербурге, где встречался с будущим императором Николаем II и членами его семьи. Для цесаревича Григорий написал образ Николая Чудотворца. Александр III художнику назначил пенсию в 25 рублей золотом и велел местным властям оказывать помощь, в том числе изготовить транспортное средство для всесезонного передвижения.

На своей родине, в селе Утевка, в 1890-х годах он расписал свод только что выстроенного храма Святой Троицы и создал для него иконы.

Свидетели вспоминали, что из-за многочасовой напряженной работы, его челюсти невозможно было разжать, для чего делали компрессы, чтобы вынуть кисть».

Таким же образом, держа зажатую кисть зубами, гениальный мастер Григорий Журавлёв создавал и икону «Кирилл Белозерский», увидеть которую можно на экскурсии по Вологодской башне.

.

Пресс-секретарь Кирилло-Белозерского музея-заповедника

Мария Хаустова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *