Из фонда Президентской библиотеки: «Достоевский является выразителем перед миром всех глубин русского духа»

 Ещё по школьному курсу мы помним атмосферу первых повестей Достоевского. «„Туман, слякоть. Из угрюмого, враждебного неба льёт дождь, или мокрый снег с него падает. Ветер воет в темноте“. Мрачная, отъединённая тоска заполняет душу. И вместе с Достоевским начинаешь любить эту тоску какою-то особенною, болезненною любовью», – пишет В. Вересаев в издании «Живая жизнь: о Достоевском и Льве Толстом» (1922), электронную копию которого можно открыть на портале Президентской библиотеки.

11 ноября 2018 года исполняется 197 лет со дня рождения русского писателя, мыслителя и публициста Фёдора Михайловича Достоевского, члена-корреспондента Петербургской академии наук с 1877 года. На портале Президентской библиотеки доступна электронная коллекция«Ф. М. Достоевский (1821–1881). Мир Достоевского», в которую вошли цифровые копии текстов его произведений, материалов о жизни и творчестве, исследовательских работ прошлого века и авторефератов диссертаций наших дней.

Решив после окончания Инженерного училища в Санкт-Петербурге всецело посвятить себя литературе, Достоевский садится за роман «Бедные люди» и после ряда мучительных для неопытного литератора переделок отдаёт его в печать. Успех оглушительный! Вокруг начинающего прозаика почти сразу сложился литературный кружок. Но молодой Достоевский искал ответов на «проклятые вопросы» за границами беллетристики: весной 1847 года он становится посетителем «пятниц» М. В. Петрашевского.

Участие в организации тайной типографии для печатания воззваний к крестьянам и солдатам не обошлось без последствий: Достоевского в числе других петрашевцев арестовали в апреле 1849 года. Восемь месяцев он провел в Алексеевском равелине Петропавловской крепости под следствием. Высшего напряжения ситуация достигла 22 декабря 1849 года, когда писатель вместе с товарищами-петрашевцами ожидал на Семёновском плацу исполнения смертного приговора. Однако по воле Николая I казнь была заменена 4-летней каторгой с лишением «всех прав состояния» и последующей сдачей в солдаты.

Об этом периоде рассказывается в статье А. П. Милюкова «Фёдор Михайлович Достоевский», опубликованной в одном из номеров исторического журнала «Русская старина» в 1881 году. Автор – писатель, историк литературы, критик – посетил Достоевского в крепости: «Брякнули приклады ружей, и в сопровождении офицера вошли Ф. М. Достоевский и С. Ф. ДуровГорячо пожали мы друг другу руки. Несмотря на восьмимесячное заключение в казематах, они почти не переменились: то же серьезное спокойствие на лицах… Ни малейшей жалобы не высказали ни тот, ни другой на строгость суда или суровость приговора».

Каторга, отмечали друзья-литераторы, не ожесточила писателя, а лишь ускорила созревание гражданских качеств. «Достоевский до Сибири – это молодой инженерный офицер, обнаруживший незаурядный литературный талант. <…> Из Сибири вернулся совершенно другой человек – не только великий писатель, дарование которого прошло закалку в горниле истинных, а не выдуманных страданий, но и человек несгибаемого гражданского мужества», – отмечается в видеолекции «Духовное рождение Ф. М. Достоевского в Сибири: книга судьбы „Записки из Мертвого дома“» (2014).

«…В какой мере каторга переродила его юношеские убеждения», – свидетельствовал также в 1917 году журнал «Современный мир», с которым писатель сотрудничал после возвращения из Сибири. «Униженные и оскорблённые» – первое большое произведение этого периода.

В электронную коллекцию вошли также современные научные работы о литературном наследии классика. Среди них авторефераты диссертаций на темы «Евангельская притча в авторском дискурсе Ф. М. Достоевского»«Исповедальность как принцип становления поэтики художественной прозы Ф. М. Достоевского»«Художественная логика стыда в прозе Ф. М. Достоевского»«„Записки из подполья“ Ф. М. Достоевского в контексте авторского мифа о богоборчестве» и многие другие. О логике психологического анализа в произведениях Достоевского размышляет О. Даниленко в автореферате диссертации: «Психологический анализ в творчестве Ф. М. Достоевского формировался на основе глубокого философски-религиозного осмысления проблем совести, своеволия, свободы и страдания в человеческой судьбе, трагического несоответствия в бытийном мире идеального и реального».

На основе такого подхода родились впоследствии «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» и «Бесы». В этих произведениях, отмечал исследователь творчества Достоевского А. Закржевский, писатель «измерил глубины… страсти и дал картину с провалами в такие недра, где горение плотское становится огнём духа».

«Ведая, как никто, исстрадавшуюся душу русского человека, из какого бы общественного слоя он ни был, – писал барон М. Таубе в статье „Памятка о Ф. М. Достоевском“ (1906), – Ф. М. любил всецело этого русского человека и, любя его душу, знал, на что эта душа способна».

На портале Президентской библиотеки можно ознакомиться со сборником номеров журнала «Дневник писателя» за 1877 год, где нашли отражение все самые острые проблемы, которые на тот момент волновали русскую интеллигенцию. Возражая западным оппонентам, Достоевский писал: «Народ наш разумен и тих, а к тому же вовсе не хочет войны, а лишь сочувствует своим угнетённым братьям за веру Христову от горячего сердца, но уж коли надо будет, коли раздастся великое слово царя, то весь пойдёт… и сделает всё одним порывом, как един человек. Так что этакую силу единения, ввиду таинственного будущего судеб Европы, нельзя не ценить и нельзя не созерцать перед собою в минуты некоторых невольных соображений и гаданий наших».

О творчестве Достоевского, его взглядах как писателя и гражданина дают представление такие работы из фонда Президентской библиотеки, как«Задачи русского народа» (1894), «Памятка о Ф. М. Достоевском» (1906) М. Ф. Таубе, «Легенда о Великом Инквизиторе Ф. М. Достоевского» (1894),«Достоевский и Герцен в истории русского самосознания» (1907) Т. Я. Ганжулевич.

В последней из перечисленных работ Таисия Ганжулевич обращает внимание на восприятие Достоевским петровских реформ: «История народа – это есть история его самосознания и чем шире, чем богаче оно развивается, тем могущественнее рисуется нам мировая роль этого народа. <…> Особенности русского народа Достоевский видит даже в петровской реформе, в „расширении взгляда“, привнесённом ею. „Это, – пишет Достоевский, – не просвещение в собственном смысле слова и не измена народным русским началам – это одному лишь народу русскому свойственное; ибо подобной реформы нигде и никогда не было. Это на самом деле почти братская любовь наша к другим народам, это потребность наша всеслужения человечеству, даже в ущерб иногда собственным и крупным ближайшим интересам“».

В интереснейшем исследовании «Карамазовщина. Психологические параллели: Достоевский. Валерий Брюсов. В. В. Розанов. М. Арцыбашев» (1912) А. Закржевскому удалось сформулировать, в чём истинные сила и масштаб писателя: «Достоевский… стал вдохновением и отправной точкой почти всех наших писателей, поэтов, философов. И не в убожестве нашем, не в оскудении творческих сил нужно усматривать причину этого влияния, а в необычайно сильном родстве всего русского творчества с личностью Достоевского. В этом отношении Достоевский как бы является выразителем перед миром всех глубин русского духа, гениальным творцом всех бродящих, скрытых, таинственных его сил, живым символом загадочного царства русской души и народа, его исканий и его надежд».

 Источник:  Пресс-служба  Президентской библиотеки

Тел.: (812) 305-16-21 Факс: (812) 305-16-40

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *