Разрушить было легче. Что мешает возрождению храма на Сенной площади

Свыше трехсот храмов Петербурга отслужили Рождественскую службу. Причем с каждым годом число соборов и церквей увеличивается: восстанавливаются прежние храмы, строятся новые. А вот возрождения Спаса-на-Сенной православные никак не могут дождаться, хотя основополагающие документы по его восстановлению и церковным сообществом, и властями города давно приняты. Перед Новым годом на Сенной открыли лишь построенную малую церковь, но заменить один из центральных соборов города она, конечно же, не может.

Разрушить было легче. Что мешает возрождению храма на Сенной площади | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Настоятель и прихожане церкви надеются, что вслед за малым в обозримом будущем на площади вознесется и большой собор — храм Успения Пресвятой Богородицы, именуемый в народе как Спас-на-Сенной.

— Если вспомнить историю Спаса-на-Сенной, то сначала на его месте тоже появилась небольшая деревянная церковь во имя Всемилостивого Спаса, а затем построили пятипрестольный Успенский собор. Теперь история повторяется: малый храм уже стоит, будем стараться, чтобы был воссоздан и разрушенный в годы богоборчества исторический собор. Видимо, такова воля Божия — к возрождению храма пройти теми же тропами, — рассказывает настоятель церкви Всемилостивого Спаса отец Михаил.

Построенная ныне на Сенной площади церковь, конечно, небольшая, рассчитана на 150 молящихся. Но все в ней есть: хоры для певчих, алтарь, отделенный от основного помещения алтарной преградой — иконостасом, который еще предстоит соорудить и разместить в нем образа. Есть в малом храме и главная его икона — Всемилостивого Спаса, на ней написанный во весь рост Спаситель благословляет народ.

Появление этой иконы в новом храме прихожане считают чудом. История и правда удивительная. Образ Всемилостивого Спаса впрямую связан со строительством Успенского собора на Сенной площади. Еще до закладки крепости в устье Невы, в 1650-х годах, когда на Вологодчине свирепствовала моровая язва, тамошние жители собрались и построили обыденную деревянную церковь. Обыденная — значит построенная за один день. Тогда же за один день была написана и обыденная икона — Всемилостивого Спаса, которую внесли в построенную церковь. И чума вскоре прекратилась — с тех пор этот образ признан чудодейственным. Спустя век в церковь на Сенную площадь список с той иконы привезли вологодские купцы. И эта икона стала одной из основных в храме.

После революции Спас-на-Сенной был закрыт, а при новой волне богоборчества в «хрущевские» годы разрушен. Иконы частично передали в музеи, некоторые из них были утеряны, казалось бы, безвозвратно, в том числе и образ Всемилостивого Спаса. И вдруг летом 2016 года в венецианской галерее один из ценителей иконописи обнаружил эту икону.

— В приходе нашелся человек, который за очень большие деньги выкупил образ. И вот теперь Всемилостивый Спас в нашем храме, — показывает настоятель на возвращенный образ.

Безусловно, в истории каждой церкви или собора найдутся свои удивительные страницы. Однако чуда возрождения Спаса-на-Сенной, видимо, придется подождать не один год. Еще в начале нынешнего века дело вроде бы выглядело решенным. Городские власти согласились, что храм надо воссоздавать. Был установлен закладной камень с соответствующей надписью. Горожане собирали деньги на строительство собора по «схеме именного кирпича». И каждому верующему, который вносил деньги, выдавалось свидетельство о том, что в стенах храма будет кирпич с нанесенным на нем его именем. Годы идут, но пока на Сенной возродилась лишь малая церковь Всемилостивого Спаса.

— Предпроектная концепция воссоздания собора нашим архитектурным бюро разработана уже довольно давно, а вот о продвижении дел лучше спросить у батюшки, — не стал вдаваться в подробности в разговоре с корреспондентом «Санкт-Петербургских ведомостей» архитектор Рафаэль Даянов.

Как известно, в 2014 году после архитектурных изысканий на площади был обнаружен фундамент собора, и КГИОП признал его объектом культурного наследия, а территорию — как достопримечательное место.

— Согласно правилам, КГИОП теперь разработает положение по использованию этого достопримечательного места, которое должно быть утверждено в комитете по градостроительству и архитектуре (КГА). К сожалению, вот уже больше года мы не можем получить этот документ, а без него невозможно производить никакие дальнейшие действия, — пояснил настоятель.

Заполучить этот документ в приходе рано или поздно надеются. Затем нужно будет решать другой сложнейший вопрос — вынос инженерных сетей из-под Сенной площади, с территории, где намечается строительство собора. Это большая проблема, решение ее стоит и больших денег, и времени. И только после этого можно будет говорить о создании непосредственно проекта собора. Здесь тоже не обходится без сложностей.

Одна из главных — планировка собора частично врезается в нынешний вестибюль станции метро «Сенная площадь». Понятно, что архитектурной ценности бетонное строение не имеет, к тому же оно связано с трагедией. В 1999 году многотонный козырек вестибюля обрушился, и погибли люди. Как-то перестроить станцию можно, хотя это непросто и опять же стоит немалых денег. Но возможен и другой вариант.

— Не считаю большой проблемой, если в край здания воссозданного собора будет вписан вестибюль станции метро. Это было бы даже символично — такое соединение разных эпох. Да и память о трагедии, о погибших людях тоже должна быть сохранена. Мы уже разрабатываем памятную доску с именами семерых погибших, она будет установлена в храме, — сказал отец Михаил.

Наконец, когда все эти вопросы решат, надо будет искать или собирать деньги на строительство.

— А вот в этом я даже не сомневаюсь: деньги найдутся. Так всегда случается, когда задумывается богоугодное дело — придут жертвователи, по копеечке будут помогать прихожане, — убежден настоятель. — И главное — собор будем строить поэтапно. Сначала колокольню, она будет примыкать к Садовой улице. Ведь сохранившееся здание гауптвахты и колокольня собора являлись своеобразными пропилеями Садовой. А затем уже будет строиться переход к собору и само главное здание. Понятно, что за два года, как малый храм, сам Спас-на-Сенной не построишь, но воссоздавать его обязательно будем.

Что касается средств, собранных на именные кирпичи, то они давно израсходованы — частично на археологические изыскания, а большая часть на производство историко-культурной экспертизы. Иначе деньги бы просто обесценились.

— Разумеется, мы берем на себя ответственность по исполнению обязательств относительно нанесения имен жертвователей на кирпичи, которые будут уложены в стены храма. Их порядка восьми тысяч. В архиве сохранены все документы по этим взносам. Хотя здание храма будет бетонным, но простенки, оконные проемы выкладываются кирпичами. И при строительстве здания их потребуется многие десятки тысяч. Так что все имена жертвователей будут запечатлены, — заверил настоятель.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 001 (6354) от 09.01.2019 под заголовком «Разрушить было легче». — spbvedomosti.ru

Автор: Олег Рогозин 

Источник: https://spbvedomosti.ru/news/gorod/razrushit_bylo_legche/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *