«Есть нескудеющая сила…» (к 216-й годовщине со дня рождения Ф.И.Тютчева)

Так случилось, что день рождения поэта-философа, дипломата и государственного деятеля Ф.И.Тютчева 5 декабря (по новому стилю) приходится на конец года, когда принято подводить итоги и оценивать перспективы на будущее.

Музей-заповедник поэта в Овстуге неуклонно расширяет партнерское сотрудничество с родственными культурными центрами, и это приносит реальные результаты: в уходящем году реализован международный арт-проект «Гигантские шаги», к юбилейным празднествам приурочено торжественное открытие межмузейного проекта-выставки «Война и мир Анны Тютчевой», (Мемориальный дом-музей С.Т. Аксакова  в г. Уфа, Институт русской литературы (Пушкинский Дом РАН) и музей-заповедник «Усадьба»Мураново» им. Ф.И. Тютчева»), посвященного 190-летию со дня рождения А.Ф. Тютчевой.

Праздничные мероприятия в Овстуге начались со службы в церкви Успения Пресвятой Божьей материю Иерей отец В. Колесник напомнил о земном и небесном в творчестве Ф. Тютчева,  о религиозных мотивах в его поэзии.

Все творчество поэта наполнено христианским, православным миропониманием. Духовная и идейная близость Тютчева с выдающимися соотечественниками – Н.В. Гоголем и Ф.М. Достоевским, схожесть их прозрений, пророчеств о России очевидна. Они видели истинное призвание России – быть православной и верной Христу и тем послужить примером для остального мира.

Достоевский видел в Тютчеве «первого поэта-философа, которому равного не было, кроме Пушкина».

Великие умы всегда современны. Точны и актуальны их наблюдения и сегодня, по прошествии более двухсот лет. Разве сегодня не волнует нас всех отношения России и Европы, остального мира? Позиция Тютчева по этому вопросу вполне совпадала с точкой зрения Достоевского, Гоголя, Данилевского, хотя это были его собственные суждения, выстраданные долгими годами жизни в Европе. В своих ярких публицистических работах Тютчев предупреждал Россию о соблазнах обольщения мнимыми либеральными ценностями западного мира:

 

Напрасный труд – нет, их не вразумишь, —

Чем либеральней, тем они пошлее,

Цивилизация – для них фетиш,

Но недоступна им ее идея.

 

Как перед ней ни гнитесь, господа,

Вам не снискать признанья от Европы:

В ее глазах вы будете всегда

Не слуги просвещенья, а холопы.

 

«По ту сторону креста» — так определял Тютчев «ценности» Европы, которые с агрессивным напором пробивали себе дорогу на традиционный православный Восток. Как это, кстати, похоже на сегодняшние дни, когда раздувающийся Евросоюз с его кичливостью, заносчивостью и вместе с тем угодливостью перед заокеанским «большим братом» нарушает все данные ранее обещания не продвигать границы блока НАТО к России.

Тютчев и сегодня современен и необходим в своем точном определении истоков ненависти Запада к России – в его комплексах мстительных и мнимых обид на Россию из-за ее огромных размеров, пугающих Запад, из-за ее приверженности православию, самодостаточности, непохожести, нежелания и невозможности копировать Европу.

Эти взгляды полностью разделяла старшая дочь Тютчева Анна, переехавшая в Россию в 16-летнем возрасте. Еще до переезда в Россию Тютчев настоятельно советовал ей уроки истории и русского языка: «Начинаешь ли ты разбираться в нем? Что ты читаешь по-русски?» Отец уверяет свою дочь не верить отзывам иностранцев о России. «Льщу себя надеждой, что, с божьей помощью, ты найдешь в России больше любви, нежели где бы то ни было в другом месте. Впоследствии ты поймешь, почему эти отзывы заслуживают малого доверия. И когда потом ты сама будешь в состоянии постичь все величие этой страны и все доброе в ее народе, ты будешь горда и счастлива, что родилась русской».

Юбилейная выставка посвящена 190-летию со дня рождения Анны Тютчевой–Аксаковой и, несомненно, станет событием для многочисленных друзей и посетителей родового имения Тютчева  в Овстуге. Чтобы понять окружающий мир, осознать свое предназначение в нем, необходимо, кроме множества факторов, сохранить память о людях, внесших свой вклад в отечественную историю и культуру.

Анна Федоровна нисколько не поблекла в тени великого отца, как это часто бывает: она была яркой личностью, индивидуальностью и во многом разделяла взгляды Тютчева, особенно касающиеся национальной политики, пробуждения русского самосознания. Прожив долгую, насыщенную событиями жизнь при дворе, она оставила интереснейшие характеристики царствования Николая I и Александра II.

Выставка даст возможность нам, современникам, увидеть  оценку многих исторических лиц и событий,  жизнь фрейлины Анны Тютчевой с ноября 1852 года, когда она, живя в Овстуге, получила известие от отца о своем назначении ко двору, по 1880-е годы.

Составитель «Воспоминаний» Анны Тютчевой [Москва, 2008 год] Л.В. Гладкова побывала в этом году в Овстуге, где представила свою работу «Переписка Эрнестины Тютчевой с П.А. Вяземским», поэтом, литературным критиком, с 1841г. академиком Петербургской академии наук. Эта переписка, помимо научной ценности, в том числе и для тютчеведения, является литературным событием для музея-заповедника. Новые свидетельства об отношении к родовому имению Эрнестины Тютчевой и ее мужа, симпатии к России, к живущему здесь народу, к русскому языку привнесут новую ноту в работу музея.

Духовные связи Тютчева с Овстугом – особое место в научно-исследовательской работе коллектива. Семья поэта, её окружение, литературные предпочтения, круг семейного чтения – главное содержание проектов и программ, предназначенных для юношества. Истинная поэзия, служение Отечеству, неустанная работа над собой, стремление оказать России всемерную помощь – это то, что необходимо поощрять и воспитывать в тех, кому предстоит продолжить тянуть духовную нить между прошлым и будущим.

Истинная поэзия меняет читателей, побуждает иначе оценивать свои прошлые поступки, замечать в окружающей нас жизни, в отношениях между людьми много нового, понимать то, что раньше казалось недоступным.

 

Чему бы жизнь нас ни учила,

Но сердце верит в чудеса:

Есть нескудеющая сила,

Есть и нетленная краса.

 

Для Тютчева – поэта высшей ценностью всегда была Россия, а начиналась она в родных орловско-брянских местах.

Он много раз говорил и писал, что «прекрасное… интимная поэзия природы… не выступает явно… в наших краях, с их грустной и неяркой красотой». Все подлинное бытие России совершалось для него как бы на глубине, недоступной поверхностному взгляду. Тютчев не был одинок в этом видении Родины. В 1841г. в Италии Гоголь писал: «Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросано и неприютно тебе… открыто-пустынно и ровно все в тебе… ничто не обольстит и не очарует взора».

И сразу же после этих слов (перекликающимися с тютчевскими «Эти бедные селенья…») Гоголь говорит, в сущности, о том же, о чем сказано тютчевским «сквозит и тайно светит»: «Но какая же непостижимая сила влечет к тебе? Что зовет, и рыдает, и хватает за сердце? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? У! какая сверкающая, чудная, незнакомая (тютчевское «на незамеченной земле») земле даль! Русь!»

В тютчевский «день рожденья» порадовала гостей специальный гость праздника – советская и российская актриса, Почетный член Союза деятелей музыки, кино и телевидения, лауреат Государственной премии СССР, Елена Николаевна Борзова. Она читала строки Тютчева, которым чуждо все жестокое, резкое и яркое; им присуща художественная мера; все извне и изнутри обвеяно изяществом. Известно, что музыку на стихи Тютчева писала Полина Виардо-Гарсиа, она же часто была и исполнительницей этих романсов.

Растет ли интерес к поэзии Тютчева сегодня? Вопрос сложный. Работникам музея ясно, что сложными, глубинными путями поэзия эта вошла (и входит) в плоть и кровь русской литературы, устремляя ее ввысь, побуждая к проникновенному и целостному видению и воплощению человека и природы, России и мира.

Каждый год пополняется количество участников международного литературного конкурса «Мыслящий тростник», регулярно приезжают из самых отдаленных уголков региона новые чтецы поэзии и прозы школьного возраста, не иссякает поток туристов в Овстуг. Не забудем и о том, что Тютчев продолжил пушкинскую культуру русского языка, о сохранении которой с тревогой  говорят ученые, педагоги, деятели культуры.

Личность Тютчева и ныне, и (будем надеяться) в грядущие времена способна воздействовать не менее на становление личности современных подростков. Дошедшие до нас проявления личности Тютчева достаточно весомы, чтобы мы могли сделать их достоянием нашего духовного мира. Вера в Россию не покидала поэта до его кончины:

И эта вера не обманет

Того, кто ею лишь живет,

Не все, что здесь цвело, увянет,

Не все, что было здесь, пройдет!

 

Овстуг 05.12.2019.

Научный сотрудник музея-заповедника Ф.И. Тютчева «Овстуг»

Дебольская Н.Г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *