Владимир ХОХЛЕВ — Лики Андрея ШАЦКОВА

Владимир ХОХЛЕВ 

Санкт-Петербург

 

Лики Андрея ШАЦКОВА

 

К выходу в свет сборника стихов Андрея Шацкова «Первозимье» (М.2017)

Эссе опубликовано в сокращенном виде, в журнале «ЮНОСТЬ» (Москва) №7, 2017, с заголовком «Профессионально исполняя функцию поэзии»

https://www.zhurmir.ru/content/professionalno-ispolnyaya-funkciyu-poezii

 

Для поэта – владеть совершенной техникой стихосложения мало…

Искусство поэзии включает в себя качества других искусств — без обращения к ним стихов не написать.

Каждый поэт – художник.

Он пишет картины словами, как художник красками.

Очевидно – чтобы холсты были гармоничными, яркими и запоминающимися, художник должен в совершенстве знать приемы письма… как древние, так и современные техники…

Андрей Шацков – знает. В его стихах я не нашел ни одного непрофессионального мазка.

Поэт – композитор.

Он должен слышать музыку языка. Его гармонию.

Только в этом случае он может сочинять мелодии, которые будут течь в души и звучать там, в унисон собственным напевам людей. Фонетический строй современного русского языка — рожденного из языка древнеславянского – Андреем Шацковым воспринят и изучен во всех нюансах.

Поэтому его стихи песенны… Многие положены на музыку и действительно стали песнями.

Поэт – артист.

Чтобы создавать художественные образы поэт должен уметь артистически перевоплощаться в носителей, выразителей этих художественных образов. Не играть роли, как актер, но жить в них… Как артист!

С поэтом Андреем Шацковым я знаком уже без малого десять лет и за это время никогда не видел его играющим — только живущим…

В настоящем эссе мне хочется раскрыть удивительное качество поэта — способность перевоплощаться. И обозначить Андрея Шацкова поэтические лики.

Вот Шацков – России (не Сирии, не всего мира…) поэт:

Чьи истоки — в библейской местности,

У подножья высоких гор…

У России — свои окрестности,

У России — свой разговор.

Хоть над Сирией — небо синее.

Над Россией — ещё синей.

«Иордани» в морозном инее.

Грай вороний, да скрип саней.

(Крещенский ноктюрн у истоков Рузы).

А вот – поэт «малой родины» Подмосковья:

И покуда в Подмосковье сливы

С шорохом ложатся на траву,

Наслаждаюсь этим днём дождливым,

И целую мокрую листву!

(Осенний манифест).

Вот – осчастливленный друг, в «толпе личин и теней»:

Как много сравнений, как мало участья

Толпы, где мелькают личины и тени.

Лишь утром приходит короткое счастье,

Собачьим дыханьем, уткнувшись в колени.

(Последняя любовь).

А вот – растерявшийся человек:

Наваждение скроется,

в плавной дуге поворота.

Возвращаясь назад, на свои запасные пути…

Только с замершим сердцем

творится неладное что-то.

Только ноги не знают,

куда в одиночку брести…

(«Чудо пальцев твоих…»).

Вот, завоевывая Сибирь, наблюдает за Ермаком из прибрежного камыша:

Играет Тобол, серебрится Иртыш.

И где-то из волн поднимаясь угрюмо,

Ермак раздвигает руками камыш,

Чтоб в призрачной схватке осилить Кучума.

(Тобольск).

А вот — молча, философствует:

Что сказать? —

В безмолвье больше толка,

Чем в грозе грохочущих небес.

(Тишина)

Вот Шацков – тертый жизнью русский человек:

«Цветы Богородицы» — лета привет,

Которое вовремя к нам не приспело…

Как жаль — не сложился о счастье сюжет,

Но это в России — обычное дело.

(Сюжет о зимних маргаритках).

А вот – метафизик, знающий о России сверх естества:

Россия, как княжна — нежна

И заговора знает слово.

(Лесное).

Вот – пилигрим:

По зелени, по травам след струящим,

Вдоль стерегущей Рузу тишины,

Средь прошлого — по грани с настоящим,

Бреду в свои предутренние сны.

(Весенние сны)

А вот – человек, скорбящий о былой славе родины:

Умолкли трубы ратной славы.

Свободы сны — умчались прочь.

На стогнах вековой державы

Царит удушливая ночь.

(Апостолы России).

Вот поэт совсем отчаялся:

Под вечер навалится… Впору не жить.

Светило ушло за леса и просёлки.

Но там, за покосами, в облаке ржи,

Кричат перепёлки, зовут перепёлки.

(Сумерки).

А вот – открыл в глазах матери вечную любовь:

Светят глаза материнские

Звёздами вечной любви!

(Ода матери)

И спасает душу:

Ну а душу, покуда жива у поэта душа,

Отогреет любовь, что приходит душе во спасенье.

(Первозимье)

И верит, как малый ребенок, в сказки и чудеса России:

И лежат распахнутые сини:

Синь реки и синий свод небес

В окоёме синь-лесов России —

Колыбели сказок и чудес!

(Яблочный спас).

Поэт состояний, разный Андрей Шацков понятен разным людям. Цель артиста, кажется, достигнута…

Но поэт не останавливается. И проявляется в не явленном ясно лике — в недосказах, загадках… Профессионально исполняя функцию поэзии – разбудить мысль, ускорить – по-Бродскому – сознание, подтолкнуть человека к собственному поиску. К внутренней работе.

Тишина сочится, но, однако,

Люди не заметят тишины,

Что приходит таинством к поэту

Накануне новых смутных строк…

(Тишина)

Почему люди не заметят, а поэт замечает?

И запламенеют астры скоро,

И покроют росы стёжку-след…

И с вершины дальнего Фавора

На меня падёт библейский свет!

«Яблочный спас).

Как это – падет? И почему «на меня»? А на других…

Ты — женщина-ода!

Из букв и старинных рунир,

Которые могут сложиться

в нежданном порядке,

И силою слова родить удивительный мир,

Который поэт непременно

оставит в тетрадке.

(Ты – женщина!..)

Неужели сможет оставить – весь удивительный мир в одной тетрадке?

Земля моя! Приходит твой черёд!

Оставь врагу сомнения и страхи.

Тверды клинки и так белы рубахи.

И правое плечо «Марш-марш» вперёд!

(Реснота).

Приходит черед чего? Очередного боя? С кем? За что?

И странны были эти чудеса,

И морок ледяного подсознанья:

(Черный снег).

Что это – «ледяное подсознанье»?

Вопросы, вопросы… И не обратиться к автору за разъяснениями. Неловко как-то обращаться… Да и не обязан поэт разъяснять свои стихи. Наоборот, должен скрывать лик, знающего ответы… Что Андрей Шацков и делает…

Но, что удивительно… Загадав множество загадок, поэт открывается еще в одном качестве — человеком, «не дорешившим» главную… Загадку бытия!

Перемешав с последним шагом вздох,

С последним вздохом — шаг перемешав,

Я ухожу — свидетель двух эпох,

Загадки бытия не дорешав.

(«Перемешав с последним шагом вздох…»)

Так и должно быть!

Санкт-Петербург

2017

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *