«Сатиры смелой властелин» – материалы Президентской библиотеке рассказывают о судьбе Дениса Фонвизина

«Смех – хорошее оружие против глупости и невежества, и этим оружием Фонвизин владел в совершенстве, – пишет автор, укрывшийся за инициалами К. П. М., в раритетном издании под редакцией Вс. С. Соловьёва „Денис Иванович Фонвизин“ (1900), представленном на портале Президентской библиотеки.

14 апреля 1745 года в Москве родился Денис Иванович Фонвизин, будущий классик русской литературы XVIII века и создатель жанра русской бытовой комедии. В электронном фонде Президентской библиотеки представлены как «Полное собрание оригинальных произведений» сатирика, изданное в 1902 году, так и исследования, посвящённые его жизни и творчеству.

В той же книге «Денис Иванович Фонвизин» рассказывается, что род Фонвизиных берет начало от барона Петра фон Визена, попавшего в плен в период Ливонской войны во времена Ивана Грозного и осевшего в России, и что его внук при царе Алексее Михайловиче принял православие. Как и многие их соотечественники, «фон Визены сделались настоящими русскими людьми. Они даже фамилию свою стали писать не на немецкий лад, т. е. отдельно фон и отдельно Визен, а на русский, слитно: Фонвизин». «К этому следует ещё добавить, что Фонвизины были по своему времени люди образованные, отличались большою честностью и добрыми семейными нравами», – продолжает рассказ о семье драматурга автор издания.

В книге также отмечаются рано раскрывшиеся способности будущего писателя: «Уже четырёх лет мальчик умел читать, причём отец следил, чтобы смысл прочитанного всегда был ясен ребенку: он останавливал его на тех словах, которые, казалось ему, непонятны маленькому мальчику, и объяснял их значение. Образование Дениса Ивановича, как видим, было на первых же порах поставлено правильно и толково», – подчёркивает автор вышеуказанной работы и продолжает: «В 1755 году, т. е. десяти лет отроду, Фонвизин был определён в только что открывшийся тогда московский университетский приготовительный пансион. Там Денис Иванович обучился латинскому и немецкому языкам. Позднее он приобрёл хорошие сведения и во французском языке».

После окончания пансиона и полного университетского курса Фонвизин был зачислен на военную службу, но вскоре его пригласили в Иностранную коллегию. С этого момента начинается его жизнь в Петербурге, где он входит в литературные круги, где и расцветает его талант.

Образованный, лёгкий в общении молодой человек был любим в обществе; всегда находились влиятельные покровители, готовые продвигать его по служебной лестнице, создавать условия для литературной работы. Сначала это был кабинет-министр Елагин, заядлый театрал, при его покровительстве Фонвизину удалось написать комедию «Бригадир», о которой вскоре заговорила вся столица. В фонде Президентской библиотеки хранится оцифрованная книга «Фон-Визин: Его жизнь и лит. деятельность» (1892). В ней можно прочитать такой отзыв о творении молодого литератора: «В „Бригадире“ Фон-Визин, благодаря своей наблюдательности, живому уму и сатирическому таланту, сумел ярче выставить на сцену и одарить жизнью те самые типы, которые… уже давно носились в нашей литературной сфере и как бы ожидали только искусного пера, которое бы сумело их изобразить рельефно».

Императрица Екатерина II пожелала сама слышать новую русскую комедию. «Фонвизин прочитал «Бригадира» государыне в Эрмитаже, а читал он превосходно, – повествуется в предисловии к изданию „Сочинения Д. И. Фонвизина: Полное собрание оригинальных произведений“ (1902), электронная копия которого доступна на портале Президентской библиотеки, – и затем все вельможи желали видеть автора и слышать пьесу».

Благорасположение Никиты Ивановича Панина, состоявшего воспитателем цесаревича Павла Петровича и ведавшего иностранными делами, также способствовало тому, что молодой литератор развернул энергичную деятельность, «вполне обнаруживая свои дарования». Когда Панин получил от императрицы награду за воспитание цесаревича – имение с девятью тысячами душ крестьян – он раздал царский подарок своим лучшим сослуживцам. На долю Дениса Ивановича пришлось около тысячи двухсот душ крепостных. Отныне он стал не просто обеспеченным – богатым человеком. Словом, роптать на жизнь Фонвизину не приходилось

Главные черты своего дарования – «наблюдательность, живой ум и сатирический талант драматург максимально развил в комедии „Недоросль“, укрупнив характеры и подчеркнув основные пороки русского общества, которые можно встретить и сегодня. Триумфальное представление «Недоросля» состоялось в 1782 году в театре купца Карла Книппера на Царицыном лугу (ныне Марсово поле)». «Публика „аплодировала эту пьесу метанием кошельков с деньгами“ на сцену», – свидетельствует краткий биографический очерк в книге «Сочинения Д. И. Фонвизина». Очень скоро пьеса перешла на подмостки императорских театров. Сам А. С. Пушкин назвал комедию «народной», а Фонвизина – «другом свободы» и «сатиры смелым властелином». В XVIII веке никто не писал таким живым народным языком, как обрусевший немец Фонвизин, за что был определён Пушкиным «из перерусских русским».

«Один из знакомых Фонвизина, – рассказывает всё тот же автор, К. П. М., – сказал ему после представления „Недоросля“: „Умри, Денис, – лучше не напишешь“».

По другой версии, которая приводится в кратком биографическом очерке к «Сочинениям Д. И. Фонвизина: Полному собранию оригинальных произведений», 1902 года, с электронной копией которого можно ознакомиться в открытом доступе на портале Президентской библиотеки, после просмотра пьесы похожие слова сказал Фонвизину князь Григорий Потёмкин. Звучали они, якобы так: «Умри, Денис, или больше ничего не пиши»…

Чем можно объяснить успех этого произведения? «В сатирических писаниях Фонвизина ярко проступают две свойственные ему как писателю черты: дар „смеяться вместе весело и ядовито“ (Белинский) – огромный талант юмориста-сатирика – и замечательная наблюдательность художника-реалиста, умеющего схватить типические стороны действительности и сообщить своим впечатлениям большую художественную выразительность», – пишет Д. Д. Благой в книге «Д. И. Фонвизин» 1945 года, доступной в электронном читальном зале Президентской библиотеки. Автор также цитирует писателя: «Сам Фонвизин рассказывает, что он обладал способностью „принимать на себя лицо и говорить голосом весьма многих людей“: „Передразнивал я покойного Сумарокова, могу сказать, мастерски и говорил не только его голосом, но и его умом, так что он бы сам не мог сказать другого, как то, что я говорил его голосом“».

«Острый, беспощадно сатирический ум, за который современники Фонвизина прозвали его „коршуном“, умение заприметить и талантливо выставить напоказ смешную сторону людей и явлений, искрящееся и бьющее ключом художественное дарование, – всё это снискало Фонвизину широкую известность в литературных кругах столицы и в светских салонах», – продолжает Д. Д. Благой.

Но несмотря ни на что, по воспоминаниям современников, которые приводит издание «Денис Иванович Фонвизин», несдержанного и при этом острого на язык сатирика любили в обществе: «Жаловаться и унывать вообще было не в его характере, чрезвычайно живом, беззаботном и весёлом. Фонвизина всюду встречали с распростертыми объятиями, всюду он являлся желанным гостем».

Весёлый и лёгкий нрав не покинул Дениса Ивановича, даже когда в 1785 году произошла трагедия – случился удар и паралич, который обездвижил всю левую сторону его тела. Фонвизины стали часто уезжать в Европу на лечение, но оно не дало результата.

О последних часах и несгибаемом характере Д. И. Фонвизина рассказал поэт И. И. Дмитриев, который встречался с литератором накануне его кончины. Его слова приводятся в уже упомянутой работе Д. Д. Благого: Фонвизин «вступил в кабинет Державина, поддерживаемый двумя молодыми офицерами… Уже он не мог владеть одною рукою, равно и одна нога одеревянела… но большие глаза его быстро сверкали». В одиннадцать часов вечера Фонвизин ухал домой, а на следующее утро, 12 декабря 1792 года, его не стало. Писатель был похоронен в Петербурге на кладбище Александро-Невской Лавры.

Источник:  Пресс-служба Президентской библиотеки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *