Смольный институт дал «государству образованных женщин»

16 (5 по старому стилю) мая 1764 года в Петербурге было основано Императорское воспитательное общество благородных девиц, позже – Смольный институт благородных девиц. Название «Смольный» связано со Смольным дворцом, который Пётр I построил около деревни Смольной.

В фонде Президентской библиотеки хранится большое количество материалов, посвященных истории Смольного института. Это современные исследования, труды и документы XVIII–XIX веков, уникальные фотографии, документально-исторический фильм «Смольный», видеолекция «250 лет Смольному институту благородных девиц».

Уже в петровскую эпоху появились первые школы для девочек, но подлинным достижением в деле женского образования в России был подписанный Екатериной II по инициативе личного секретаря императрицы Ивана Бецкого указ о создании Смольного института. «5-го мая 1764 года подписан указ об учреждении Воспитательного Общества для 200 благородных девиц при Воскресенском Новодевичьем (Смольном) монастыре… – писала одна из воспитанниц этого учебного заведения Нина Распопова в «Хронике Смольного монастыря в царствование императрицы Екатерины II» (1864), доступной на портале Президентской библиотеки. – …Женщине, для лучшего исполнения ея прекраснаго назначенья в семье и обществе, нельзя ограничивать своего развития уменьем хозяйничать и следить за одним физическим воспитанием детей».

«Рационалистические и гуманистические принципы, положенные в основу системы женского образования в России конца XVIII – I половины XIX века, были заимствованы из педагогических воззрений Локка, Руссо и Гельвеция, а также российских педагогов, …которые внедряли педагогические новации Запада и традиции российской педагогики в практику современных им учебных заведений. <…> Деятельность И. И. Бецкого, известного своей активностью и рвением на благо отечества, была направлена… на внедрение принципов Просвещения в российское женское образование», – отмечает Наталья Мельникова в автореферате диссертации «Содержание воспитания и художественного образования в Смольном и Екатерининском институтах благородных девиц конца XVIII – I половины XIX века» (2011).

Иван Бецкой не только инициировал создание Смольного института, но и разработал «Устав воспитания двух сот благородных девиц учреждённаго Ея Величеством Государынею Императрицею Екатериною Второю, самодержицею Всероссийскою материю отечества, и протчая и протчая и протчая» (1764). С этим уникальным документом можно ознакомиться на портале Президентской библиотеки.

В Уставе, среди прочего, перечислены те качества, которые следует воспитывать в девушках: «Повиновение начальствующим, взаимная учтивость, кротость, воздержание, равенственное в благонравии поведение, чистое, к добру склонное и праводушное сердце, и напоследок благородным особам приличная скромность и великодушие, и одним словом, удаление от всего того, что гордостию и самолюбием назваться может».

О программе обучения в Уставе сказано, что «…должно обучать их Российскому и чужестранным языкам, дабы на оных исправно читать, писать и говорить умели; Арифметике, Географии, Истории, Стихотворству, и отчасти Архитектуре и Геральдике, а в художествах наставлять рисованию и миниатуре, танцование, музыку вокальную и инструментальную, шитьё всякаго рода, вязание и плетение шёлковое, нитяное, шерстяное и бумажное; а к сему присовокупить надлежит и все части экономии».

Всё это благородные девицы должны были постигать с 6 лет, в трёх четырёхгодичных классах, причём родители или опекуны учениц должны были дать начальнице института «порядочное обязательство в том, что они по собственному своему произволению, и видя будущую дочерям их от сего воспитания пользу, препоручают в опеку совершенно, 18-ти лет возраста, так что до исходу того двенадцатилетняго времени, ни под каким видом обратно требовать их не станут». Тем самым императрица хотела оградить воспитанниц от влияния той среды, в которой они выросли.

Пётр I ещё в 1717 году посетил Сен-Сирский институт во Франции, и общие черты двух учебных заведений показывает в своей «Хронике Смольного монастыря» Нина Распопова: «…не прошло и 50-ти лет после того, как Пётр Великий посетил образцовое заведение Франции, и в дикой России уже явилось учреждение, достойное соперничать с Сен-Сирским. Сходство между уставом Воспитательного Общества и первоначальными правилами Сен-Сирскаго института достаточно показывает, что последния послужили образцом для перваго. Оба заведения были основаны с одинаковой целью: дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества…».

В 1765 году при Смольном институте благородных девиц, предназначенном для дворянок, в отдельном здании, возведённом архитектором Юрием Фельтеном, открылось отделение «для мещанских девиц» (недворянских сословий, кроме крепостных крестьян).

Екатерина II принимала большое участие в делах Смольного института, снабжала его деньгами, встречалась и беседовала с классными дамами и воспитанницами, интересовалась успехами и проблемами заведения.

После смерти Екатерины II Смольным в течение 32 лет управляла жена Павла I императрица Мария Фёдоровна, многое изменившая в его деятельности. В первую очередь поменялись правила поступления и проживания в институте. Теперь девочек принимали на обучение примерно с 8 лет, и продолжалось оно не 12 лет, а 9.

В 1806–1808 годах для Смольного института было построено специальное здание по проекту архитектора Джакомо Кваренги.

В Петербурге Смольный институт благородных девиц просуществовал 153 года.

За полтора века состоялось 85 выпусков, и многие смолянки стали известными в той или иной области деятельности.

.

Источник: Пресс-служба Президентской библиотеки 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *