15 апреля — память преподобного Тита Чудотворца

Преподобный Тит Чудотворец

Этот святой, с юности избравший для себя монашеский путь, был насельником Студийского монастыря в Константинополе. Когда-то, еще в V веке, его основал бывший римский сенатор и консул Флавий Студий, и туда переселилась часть общины неусыпающих (они посменно круглые сутки вели богослужение), сделавших обитель центром противостояния ересям.
Но во времена иконоборчества монастырь, братия которого были защитниками иконопочитания, сильно пострадал и пришел в запустение. Новый его расцвет начался после восстановления иконопочитания, когда императрица Ирина пригласила в столицу преподобного Феодора Студита, ставшего игуменом монастыря, в который вместе с ним переселились иноки из основанного им монастыря Саккудион на горе Олимп.
В те времена – в конце VIII века – такой поступок многих удивил: на Олимпе община жила в тишине и уединении, а как сохранить молитвенный, созерцательный настрой среди столичной суеты?
Преподобный Феодор по этому поводу говорил: «Некоторые рассуждали о нас: вот увидим, сохранятся ли они в своем настроении? Но я надеюсь, что вы сохранитесь и что, находясь среди города, будете хранить мир и безмятежие в душах ваших. И вы воистину будете достойны удивления, если выдержите. Невелика похвала безмолвствовать в пустыне. Но другое дело − жить в городе как в уединении, и среди шумной толпы быть как в пустыне».
Действительно, монашеская жизнь в городе – это особый подвиг. Чем ближе мир, тем больше опасность для монахов поддаться рассеянности и забыть о своем призвании. Монахам в городском монастыре, нужна особая ревность и особое внимание, чтобы посреди мирской суеты жить как в пустыне, всегда помня о Боге. Братиям Студийского монастыря, как показывает история, это удалось. Прежде всего, благодаря особым условиям, которые создал в обители преподобный Феодор. Для этого он написал подробный устав, регламентирующий все детали жизни насельников. Устав этот, названный Студийским и принятый впоследствии на Афоне, стал образцом для множества монашеских общин – от Южной Италии до Киевской Руси.
При Феодоре Студите в обители собрался целый сонм преподобных, был среди них и преподобный Тит, за свою долгую жизнь в обители даже у окружавших его великих подвижников заслуживший такую любовь и такое уважение, что они буквально вынудили его принять священнический сан и руководить ими. Кроткий инок еще при жизни почитался чудотворцем, и упрочил славу монастыря, давшего Константинополю трех патриархов и принявшего в число своей братии трех императоров – Михаила V, Михаила VII и Исаака I.
.
Источник: https://ria.ru/20190414/1552420210.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *