Ирина НАЗАРОВА — Германская мифология и истоки зарождения национального эпоса

Ирина НАЗАРОВА 

Великий Новгород

 

Германская мифология и истоки зарождения национального эпоса

 

Лекция 1

Немного истории

Вначале, буквально несколько слов из истории о зарождении феодализма в Западной Европе.

В Западной Европе феодализм сформировался на основе синтеза разлагавшегося рабовладельческого строя Римской империи, и находившегося на стадии становления раннеклассового общественного строя варваров, преимущественно германцев. Процесс формирования феодализма на территории завоеванной варварами у Римской империи, проходил весьма интенсивно под влиянием более развитого общественно-экономического строя. (Варварами называли в Риме племена, жившие за пределами Римской империи, которые не знали латинского языка и чуждые римской культуре. Кельты жили в Северной Италии, Галлии, Испании, Британии и Ирландии. Восточнее кельтов селились германцы. Они делились на множество племен). Особенно достоверно пишут об этом периоде Тацит и Юлий Цезарь.

Публий Корнелий Тацит дает наиболее полное описание черт разлагавшегося родового строя у древних германцев в своем сочинении «О происхождении и местожительстве германцев», написанном около 98 года. За несколько лет до этого Тацит служил наместником в Бельгике и лично встречался с жителями соседних германских районов. Кроме того, он использовал в своем труде рассказы купцов, германских по происхождению рабов, официальные документы пограничной стражи и ряд работ других авторов.  Тацит считал германцев автохонами, т.е. коренными жителями занимаемой ими страны на восток от Рейна. В преданиях же самих германцев их прародиной называлась Скандинавия. Возможно поэтому германская и скандинавская мифологии так тесно переплетены между собой. Историческая картина того времени представляет собой любопытную

повесть, которой можно было бы уделить отдельную главу, но это уже дело историков. Мы будем лишь в силу необходимости останавливаться на истории, без которой не было бы ни литературы, ни искусства. Итак, в начале нашей эры германцы делились на множество племен, составлявших ряд более крупных межплеменных общностей. Всего Тацит перечисляет более пятидесяти отдельных племен (эти данные весьма приблизительны). Каждое племя занимало отдельную территорию и стремилось сохранить и расширить ее. Потеря территории вела к потере независимости и даже к гибели племени. Сочинение Тацита содержит любопытные сведения о германских племенах, оно легко читается и дает некое целостное представление об их жизненном укладе, который впоследствии отразится на характере всей нации и творчестве германского народа, в частности.

Мифология

По описанию Цезаря религиозные воззрения германцев были весьма примитивны: они поклонялись стихиям – огню, солнцу, ветру, луне. Небесные явления занимают важное место в германских языческих верованиях. Боги и близкие к ним духи живут на небе; люди по смерти тоже переходят на небо. Знаменитые герои становятся небесными светилами. Боги сходят на землю с неба, ездят по небу и, оставаясь невидимыми, смотрят оттуда на человеческие дела. Как все растения влекутся к небесному свету, и все души стремятся к небу, так дым жертвы и человеческая молитва поднимаются вверх. Солнце, луна и звезды были в германской мифологии одушевленными существами. Германцы распределяли время по солнцу и луне; солнечный год имел двенадцать месяцев, лунный – тринадцать; счет суток древние германцы долго вели не по дням, а по ночам. В летнее и в зимнее солнцестояние у них были праздники, зажигались огни; небесные светила имели близкую связь с жизнью человека. Радуга была небесным мостом, по которому ходили и ездили боги. День и ночь, лето и зима тоже олицетворены, и эти личные существа вмешивались в человеческую жизнь. Наступление и конец лета и зимы праздновались обрядами, остатки которых еще сохраняются во многих местностях Германии. В этом есть некая связь с римским язычеством, да и с язычеством вообще.

Наиболее почитаемыми божествами были Водан (верховное божество), Донар (бог грома), Циу (бог войны), Идисы (божественные девы, духи) и т.д. Германская мифология тесно связана со скандинавской, неудивительно, что встречаются совпадения или наоборот небольшие изменения в именах. Германцы представляли своих богов величественными, и всякое изображение их в человеческом облике считалось кощунственным.  Вместо храмов у них были священные рощи или горные вершины. Святость земли переходит в мифах древних германцев и на все её создания, на растения и на животных. Мы уже знаем, какое благоговение питали германцы к деревьям: местом молитв и жертвоприношений часто служил священный дуб в уединении леса. С липой, которая росла в деревне или на дворе вельможеского дома, было соединено счастье живущих там; ясень, орешник, бузина занимали важные места в германской мифологии; розмарин и теперь дает счастье невесте при венчании; он и теперь является принадлежностью похорон. Народная фантазия одушевляла растения. Еще больше было уважения к животным, в особенности к пылкому коню, служившему и богам, и героям. При святилищах многих германских богов содержались также и посвященные им кони. Из диких животных особенным уважением пользовались медведь, волк и лисица, бывшие главными действующими лицами германских сказок о животных. Еще более близкое отношение к богам имели в мифах древних германцев некоторые птицы: ворон, ласточка, аист, кукушка, которые были одарены способностью прорицания. Ласточка и аист были вестниками весны. Реполов был священной птицей Донара; именно поэтому германцы верили, что, если разорить его гнездо, в дом ударит молния; а если реполов увидит в лесу умершего человека, он прикроет его лицо цветами и листьями. С религиозным страхом смотрела германская мифология на змей. В немецких сказках и легендах занимают важные места змеиный царь с сияющей короной на голове и крылатый змей — дракон.

Религиозная традиция германцев утверждала, что все их племена произошли от единого мифического Манна, рожденного богом Туисконом. (Не отсюда ли с незапамятных времен в немецком языке появилось слово «манн», что обозначает «мужчина»?) В этом религиозном предании запечатлелась традиция общегерманского единства.

Большим влиянием пользовались у германцев жрецы и прорицательницы. Жрецы занимались не только делами культа, но и принимали участие в решении общественно-политических дел и правосудия. Им подчинялись все свободные германцы. Согласно древнегерманским и скандинавским представлениям, в начале мироздания лежало взаимодействие двух противоположных начал: первое из них – Муспельгейм, абсолютный верх, источник огня, света, мужское начало; второе – Нифльгейм, абсолютный низ, источник холода, женское начало. От их взаимодействия появились великан Имир и мировая корова Аудумла. Корова лизала соляные камни и создала таким образом первого бога – Бури; от него пошел род небесных богов – асов, главным из которых почитался Один (Водан или Вотан), бог Солнца. Кроме него выделялись Тор, бог грома и молнии, небесный кузнец, вооруженный волшебным молотом Мьёлльниром, Тюр, бог войны, Видар, бог ремесленников-башмачников, Хед, слепой бог судьбы, Локи, бог огня. Асы во главе с Одином напали на великана Имира, убили его и из его тела создали Землю: кости стали горами, жилы – реками, живот – морем, волосы – лесом, череп – небесным сводом, мозг – облаками. Затем боги создали первых людей: из ясеня – мужчину по имени Аск, а из ивы – женщину, назвав ее Эмбла (др.источники – Эбла). Они построили для людей город – Мидгард, чтобы защитить их от духов дикой природы, от великанов – Етунов и от карликов – цвергов или гномов.( Zwerg m. По-немецки значит гном или карлик). Локи научил людей счету, рунам, научил изготавливать оружие, плести сети. На небесах боги решили построить город для себя город – Асгард, для чего они вступили в договор с одним великаном. Было решено вознаградить великана, если он построит Асгард за один год; ему были обещаны Солнце, Луна и жена Одина – Фрейя. Великан строил город с необыкновенной быстротой, перевозя огромные камни на волшебном коне. Боги испугались такой прыти. Они созвали собрание и на нем обвинили Локи в неудачном договоре. Локи заставили сделать все, чтобы не дать великану выполнить договор. Локи превратился в кобылицу и увел коня великана. Великан не выполнил условий договора, не закончил строительства к концу года. Локи же тем временем трижды беременел и родил трех хтонических существ: мирового волка Фенрира, мирового змея Ермунганда и восьминогого коня Слейпнира. Быстроногий конь был взят Одином, который стал совершать на нем ежегодные поездки по небу, 25 декабря, в день зимнего солнцестояния. Один вместе с Фрейей приезжал на волшебном коне на Землю, одаривая людей подарками, а люди, со своей стороны, благодарили бога жертвами, развешивавшимися на вечнозеленых елях. От этой древнегерманской традиции берет начало празднование Нового года. Ермунганд опутал всю землю и кусал свой собственный хвост. В этом образе германцы метафорически предвосхитили идею сферичности Земли.

Но самая мрачная роль в будущем отводилась мировому волку Фенриру. Прорицательницы предсказали богам, что придет день, когда волк поглотит их всех. Боги устрашились и решили защититься от этого бедствия. Тор выковал прочную цепь, и боги пришли к волку, заявляя, что хотят испытать его силу и просят надеть на него цепь. Волк согласился, цепь была наброшена на него, но волк с легкостью разорвал ее. Боги пришли в еще больший страх. Тор выковал еще более толстую и прочную цепь. Но во втором испытании Фенрир снова порвал ее. Боги были в панике, и им помогла Фрейя (по скандинавской версии — Фригг), жена Одина. Она сплела веревку из всего, что есть на земле – из волос, жил, древесного лыка и прочих вещей. С этой веревкой боги в третий раз пришли к волку, раззадоривали его, уговаривая подвергнуться третьему испытанию. Волк отказывался, но потом согласился на условии, что Тюр в качестве гарантии положит ему в пасть правую руку. Веревка была надета на шею Фенрира, он пытался ее порвать, но тщетно, и тогда Фенрир откусил руку Тюра. Волк был привязан к скале, и боги на какое-то время обезопасили себя. У Одина и Фрейи (по иной версии — Фригг) был сын по имени Бальдр или еще его называют иногда Пфол. Еще при рождении мать взяла клятвы у всего живого на земле, чтобы ничто не причинило вреда ее ребенку. Правда, Фрейя не взяла клятвы у слабого растения омелы, паразитирующего на дубе. Бальдр отличался статью, умом, рассудительностью. Однажды боги собрались на площади и до начала собрания развлекались метанием копий, стрельбой из луков в Бальдра, стоявшего по пояс раздетым и демонстрирующего неуязвимость. И здесь обо всем ведающий Локи сделал почти невесомое копье из омелы и вложил его в руку слепого бога Хеда. Тот наугад метнул копье, оно пронзило насквозь Бальдра, и сын Одина умер. Боги набросились на Локи, после долгой погони поймали его и привязали к скале; над головой Локи прикрепили ядовитых змей, от которых он должен был умереть медленной, мучительной смертью. Жена Локи пыталась облегчить страдания супруга, она собирала яд в чашу, но, когда она отворачивалась, чтобы вылить из полной чаши яд, ядовитые капли падали на лицо Локи, он содрогался, и вместе с ним содрогалась земля. Однажды Локи содрогнулся так сильно, что земля раскололась, выполз мировой змей Ермунганд, который стал все сжигать огнем своего дыхания и отравлять ядом. Спали путы с мирового волка Фенрира, он открыл свою гигантскую пасть и стал проглатывать одного бога за другим. Фенрир не смог проглотить лишь Видара, бога-башмачника. Видар наступил башмаком с толстой подошвой на нижнюю челюсть волка, а руками уперся в верхнюю и порвал пасть. Были исторгнуты назад проглоченные волком Один, Тор, Тюр и другие боги.

Между богами древних германцев и людьми существовала средняя прослойка существ: это полубоги, поставленные ближе к людям, или люди, одаренные силами, близкими к божественным. Подобно греческим героям, эти существа германской мифологии, превосходящие людей своей силой, ведут борьбу против зла и своими подвигами возвышаются до общения с богами, от которых они и произошли. Они живут на горах и скалах (между прочим, жили они на тех горах, в названии которых находится слово, имеющее в нынешнем немецком языке форму stein: Энгельштейн, Кримхильдентштейн, Васгенштейн, Гибихенштейн и т. д.).

Также германцы полагали, как мы уже говорили, что в женщине находится божественная сила предвидения, что волшебство и прорицание – собственно женские качества. Потому и в германской мифологии есть полубогини, прекрасные или ужасные, занимающие середину между богами и людьми, одаренные более мощными силами, чем герои. Они называются идизы (мудрые, вещие); они возвещают людям счастье и несчастье, победу и смерть. Самые важные из германских полубогинь норны, богини судьбы, подобно греческим мойрам и римским паркам, являются определяющими для каждого человека. Они решают сколько ему жить; их три; скандинавские имена их: Урдр (прошедшее), Верданди (происходящее, настоящее) и Скульт (будущее). Подобно греческим мойрам, они прядут и перерезают нить жизни.

Важную роль в германской мифологии играют валькирии, божественные вестницы Водана Одина), которые берут с поля битвы павших героев и относят их в небесное жилище Водана – Вальгаллу. Слово «валькирии» переводится как «собирательницы с поля битвы»; слова, из которых оно составлено, имеют в нынешнем немецком языке форму: walt, «место битвы», и küren «выбирать». Вооруженные валькирии мчатся в битву на конях: их золотые шлемы сияют, равно как и их копья и щиты; когда кони валькирий встряхивают золотыми гривами, то в долины выпадают росы. Девы-воительницы носятся в воздухе над сражающимися, охраняют и поддерживают своих друзей, решают исход битвы и уносят павших на небо, где на пирах угощают их медом. Валькирии называются девами битв, девами в шлемах, девами Водана. Покровительницы героев при жизни, они присутствуют также при их смерти. Они страстно любят битвы. Число их по одним известиям, шесть, по другим девять или тринадцать. Но валькирии не всегда заняты войной. Часто они сидят на берегу озера или реки и прядут лен; при них нет боевых коней, на которых они летают во время сражений. Коней заменяют валькириям «лебяжьи рубашки», поэтому они называются еще и «лебедиными девами». Часто валькирии награждают своею любовью героев.

Боги и богини германской мифологии находились в тесной связи с делами человеческой жизни. Они разделяли с людьми охоту и войну, удовольствия пиров, мирные земледельческие занятия, домашние работы; они научили людей всем искусствам. Они любили покидать свои прекрасные небесные чертоги и посещать людей; обыкновенно эти посещения происходили, согласно поверьям, по определенным временам года; люди встречали и встречают их радостными праздниками. Но часто боги принимали на себя вид бедных людей, так что никто не обращал на них внимания, и ходили между людьми, чтоб узнавать их дела и наказывать беззакония.

Однако, кроме небесных богов, в германской мифологии есть и другие сверхъестественные существа, принимающие участие в человеческих делах, вредящие или делающие пользу людям; эти волшебные существа разделяются на много разрядов; между ними есть вихты, эльбы, водяные духи, домашние духи; физической силой они уступают людям и несколько опасаются их, поэтому вообще стараются держаться подальше от людей и только по случаю или необходимости вмешиваются в человеческую жизнь, являясь то доброжелательными, то враждебными, то помогая людям, то вредя им. После падения германского язычества эти существа сохранились в легендах и сказках.

Одни являются в германской мифологии белыми и светлыми, Это — альвы (эльбы, эльфы). Они очень маленькие, но стройные, красивые существа; они веселятся лунными ночами. Другие – это карлики-гномы, безобразные, горбатые, черные, живущие внутри гор, охраняя неисчислимые сокровища. У  них есть могущественные цари: Гольдемар, Гюбих, Лаврин, Эльберих (или Альберих). В воде, согласно германской мифологии, живут никсы (русалки), доброжелательные к людям, красивые существа с длинными волосами и влажными покрывалами; они часто всплывают на поверхность воды в полдень и греются на солнце; любят принимать участие в веселых плясках людей вечером под липой. Есть в воде и злобные духи, каждый год на Иванов день требующие себе людей в жертву. Есть духи, живущие на дворе и в доме; они подобно римским ларам и пенатам любят жить в особенности у очага; одно из их нынешних немецких названий – кобольды (домовые); большею частью они добродушны, помогают людям в домашних делах, но иногда они сердятся и вредят. Есть великаны-тролли, громадные, неуклюжие, имеющие очень большую физическую силу, но слабые умом.

После конца света — гибели богов — наступало воскресение. Затем следовал последний суд, и все праведные следовали в Муспельгейм, а все грешные – в Нифльгейм. Идеи эсхатологии, воскресения и загробного суда древних германцев, предвосхитили христианские идеи, и это обстоятельство объясняет предрасположенность германцев к христианству.  Однако, представление о смерти у германцев было тоже своеобразным. Смерть не была в мифах языческих германцев ужасным и отвратительным существом; она была вестницею богов, посылаемых взять душу к ним; она исполняла поручение неотвратимо, но кротко. Душа по смерти человека или становилась цветком, или улетала в виде птицы с последним дыханием умирающего; иногда она оставалась жить в доме и становилась духом-покровителем семейства; по другому представлению, она уплывала ночью в лодке умерших «в другую страну». Понятие о смерти, как о существе добром, еще остается в некоторых простонародных поверьях. Германцы верили, что в неведомой стране, куда переселяются умершие, они ведут такой же образ жизни, как на земле. Между живыми людьми и умершими была в германской мифологии связь, скреплявшаяся жертвоприношениями в честь умерших.

Автор – составитель И. Г. Назарова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *