Откуда в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике дорога из надгробных плит?

Каждый, кто хоть раз прогуливался по территории Кирилло-Белозерского музея-заповедника, невольно натыкался на надгробные плиты, которыми в конце XVIII века была вымощена площадка у Успенского собора, Трапезной палаты и церкви Кирилла Белозерского.

Многие камни на этой дорожке до сих пор хранят имена тех монахов, которые жили ранее в Кирилло-Белозерском монастыре. Как появилась мостовая из надгробий и где было «лежать» почётнее, обо всём этом рассказывает заведующая научным отделом Кирилло-Белозерского музея-заповедника Людмила Теребова.

«Дата сооружения вымостки относится к концу XVIII века, она примыкает вплотную к стене собора и его западной пристройке, сооруженной в 1791 году. Просуществовала мостовая в таком виде недолго, чуть более 30 лет. Уже к 1825 году поверх намогильных плит на слое песчаной подсыпки была положена дорожка из каменных квадратных тёсаных плит, сохранявшаяся до XX века. В 1995 году в ходе работ по срезке грунта возле Успенского собора мостовая была раскрыта, – поясняет Л.В. Теребова. – Причиной сооружения тротуара из столь необычного материала стала, вероятно, его дешевизна и доступность, что было немаловажно в условиях ухудшения материального благосостояния обители на рубеже XVIII‒XIX веков.

Для сооружения мостовой решено было использовать древние надгробия, которые погружались в землю, зарастали травой и уже не выполняли своей функции. В тоже время освободилась часть надгробных плит после строительства в 1780-х годах нового здания церкви Кирилла. Новый храм по размерам значительно превзошёл первоначальную постройку. Захоронения, расположенные у алтаря и южной стены церкви, оказались под стенами нового здания, поэтому надгробия с них были сняты».

Описания «мостовой» имеются в записках многих путешественников, посещавших Кирилло-Белозерский монастырь в конце XVIII ‒ начале XIX века. Наиболее подробно её описывает Константин Матвеевич Бороздин, который в 1809 году совершил путешествие по северной части России и посетил обитель.

В заметках об этой поездке сказано следующее: «…осмотрев соборную площадь, Бороздин отправился к настоятелю. Из собора к его кельям вела дорога, устланная плитами. Бороздин заметил, что все плиты с высеченными на них надписями. На вопрос его провожатому что это за плиты, он получил ответ, что это камни, снятые со старых надгробных памятников. Рассмотрев их внимательнее, он увидел несколько камней с именами, принадлежащими к одному из наших знаменитых и богатых родов. Придя к настоятелю, Бороздин завёл разговор о плитах и, объяснив о неприличии такого распоряжения, дал совет восстановить разрушенные надгробные памятники. Настоятель обещал всё это выполнить.

На возвратном пути Бороздину пришлось проезжать через тот же монастырь. Он обратил внимание на дорогу от собора к настоятельскому дому и нашёл, что надписи были все тщательно сглажены».

Подтверждение этому – камни с чищенными заглавиями. Их и сейчас можно увидеть на дороге, ведущей от Успенского собора к церкви Кирилла.

«Всего в вымостке насчитывается около 150 валунов, 4 мельничных жернова и около 10 фрагментов тесаных известковых плит, –  рассказывает заведующая научным отделом Кирилло-Белозерского музея-заповедника. –  Исследователи считают, что выкладка происходила, по-видимому, не бессистемно. Так пять надгробий с могил настоятелей монастыря располагались на одном из самых почётных участков ‒ проходе между южной стеной Успенского собора и ц. Архангела Гавриила.  Все упомянутые здесь настоятели возглавляли обитель в XVII веке».

На необычной мостовой Кирилло-Белозерского музея-заповедника можно увидеть плиту игумена Сильвестра, который возглавлял Кирилло-Белозерский монастырь с 1604 по 1606 год. После ухода с должности настоятеля, Сильвестр проживал в Кирилло-Белозерском монастыре, где 21 ноября 1625 года умер и был захоронен. На неровной поверхности плиты выбита надпись вязью в 2 строки: «1625-го ноября в 21 день / преставися игумен Сильвестр». Здесь же и надгробия игумена Серапиона Травина, бывшего настоятелем монастыря с 1628 по 1631 год; плиты архимандритов Тимофея и Иосифа, руководивших обителью в XVII столетии, и других.

Заведующая научным отделом Музея Людмила Теребова отмечает, что использование намогильных плит, как строительного материала,  для Москвы и Подмосковья  XVII‒XVIII веков явление нередкое. Пример тому ‒ покрытие из белокаменных надгробий в скиту Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Но для Русского Севера это уникальная находка, аналогов которой в других северных обителях не известно.

Интересно, что плиты эти находятся на том же месте, где их обнаружили, и являются теми предметами музея, на которые можно не только смотреть, но и потрогать. Именно по ним мы ступаем, гуляя по Соборной площади Кирилло-Белозерского музея-заповедника, – живой истории тех лет.

Увидеть те самые надгробия в период объявленной самоизоляции помогут сотрудники Кирилло-Белозерского музея-заповедника, которые сняли видеосюжет для всех интересующихся данной темой. Смотрите его на канале музея по ссылке https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=2Xb_nWH8Xfk&feature=emb_logo .

 

Пресс-секретарь Кирилло-Белозерского музея-заповедника

 Мария Хаустова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *