Андрей ШАЦКОВ
Москва, Руза
Славянский календарь поэта
СВЕТОНОСНЫЙ АПРЕЛЬ
(От снега до листа, от Благовещения до Пасхи)
Не смотря на длящийся Великий пост, необыкновенно богат главными церковными праздниками апрель-снегогон. Воспитатель двух императоров, обер-прокурор Священного Синода К.П. Победоносцев писал в книге «Праздники Господни»:
«Праздник! Святое слово…Слово это понятно и сочувственно русскому человеку с детства воспитанному в благочестивом обычае… А Церковь наша своим богослужением так торжественно обставила не только Великие праздники, но и таинственное ожидание их для верующих, что праздник сам собою постепенно вступает в душу, озаряя ее тихим светом благодати».
Предваряя Страстную неделю, грядет Вход Господень в Иерусалим, день смысл которого в том, что верующие стараются открыть свои сердца перед Богом, как сделали это когда-то жители древнего города. Только вместо пальмовых ветвей, устилавших триумфальный путь Христа, русичи несут домой освященные вербы – ветви скромного краснотала, которые целый год будут оберегать домашний очаг.
Минет Благовещение, озаряемое дальним сиянием Пасхи («Каково Благовещение, таково и Светлое Воскресенье»). Отгремел торжественный колокольный звон – благовест, но остались в сердце каждого слова, преданные Богоматери Архангелом Гавриилом «Богородице Дево, радуйся!». Исстари в этот день (7 апреля) на Руси было заведено отпускать на волю птиц.
И завершит этот поистине светоносный, березовый апрель, торжество из торжеств – Пасха – Светлое Христово Воскресение – величайший христианский праздник, знаменующий победу Господа над смертью и начало бытия нового мира.
Отмечается Пасха в первое воскресенье после полнолуния, наступающего вслед за весенним равноденствием, приходящимся на 21 марта, ныне, по удивительному совпадению, объявленному ЮНЕСКО Всемирным днем поэзии. Впрочем, если задуматься, то ничего удивительного в этом нет, ибо основной догмат христианства «ЛОГОС (СЛОВО) – БОГ» признается во всем мире, и если это СЛОВО – поэтическое, то догмат становится, по-моему, еще крепче.
Пусть же в эти праздничные пасхальные дни для каждого истинного верующего, многократно звучат слова долгожданного приветствия «Христос воскресе! – Воистину воскресе!»
АПРЕЛЬСКОЕ
Это свежее небо, глядящее в бездну воды.
Свет Фавора, струящийся ниц из созвездий бутона…
Где-то там, за рокадой, пропали былого следы,
И Кощеево царство асфальта, стекла и бетона.
Прорастёт тишина в палисаднике купой берёз,
Меж рябин и сиреней и криво прибитых штакетин.
Я впервые уснул без дурмана, проснулся без слёз,
Отрешась от обид, недомолвок, смятенья и сплетен.
И почти что воскрес, в этот светлый пасхальный канун.
И до первой звезды дотянулся, ожёгшись, рукою.
Мне «зелёные святки» подарит, наверно, июнь,
Если в землю, зегзицей, до Троицы дня не зароют.
Пусть наносное ныне уйдёт, как уходит зима.
Как понуро уходят незвано пришедшие гости.
Здесь с уставом чужим на порог не пускают в дома,
Где герани в сенях, и вязанками – луковиц гроздья.
Звон сочится, капелью срываясь с вершин церковей.
И сочатся берёзы прозрачной весеннею кровью…
И глядит, удивлённо,
застрешины вскинув бровей –
Та, которая стала последней, нежданной любовью.
И озёрные ветры, на солнце, блестя чешуёй
Рыбьих стай, что стремятся на нерест в протоки,
Хороводом кружатся над юной апрельской землёй…
И цветёт краснотал, и рождаются светлые строки!