Инна ЧАСЕВИЧ
Саров
.
МАМА…
Мария вышла на просвет между деревьями – впереди маячила «колючка» концлагеря… Она остановилась перевести дух. Сердце неистово колотилось от усталости и страха – сколько недель она шла сюда, Мария не знала – дни мелькали, как кадры убыстренной съемки. Только одно придавало силы жить – желание дойти… Мария опустилась на землю и привалилась к стволу дереву. Надо унять предательскую дрожь в коленях и выйти к людям…Хотя фашистов назвать людьми сложно…Но у нее не было другого выхода – иначе зачем были все эти месяцы страшной, тяжелой дороги? Она закрыла глаза и тут же перед ней замелькали обрывки воспоминаний, где перемешивалась мирная радость и военная беда.
Вот она летним утром на речке, рядом Тося и Ваня. Гриша сладко спит в мамином животе, пока она полощет белье на мостках. Дочка потянулась за красивой кувшинкой – еле успела схватить ее за поясок красного в крупный белый горошек сарафанчика…
Теплое июньское воскресное утро. Голос из черного репродуктора перечеркнул мирные планы, отнял мужа-моряка и надежду на счастливое материнство. Гриша родился перед самым приходом немцев в родное Новоселье. Старостой назначили дядю Федю – соседа – инвалида, отца трех смешных русоголовых сестричек. Только он не был предателем – соберет для немцев продукты, а сам Ваню Егорова – четырнадцатилетнего связника к партизанам отправит – передать, когда и где проедет обоз…Выдала соседа какая-то нечисть…
Большой колхозный амбар на площади. На казнь дяди Феди все село согнали…Когда избитого, измученного старосту привели на площадь, Тося с Ваней, как и другие малые ребятишки, убежали в амбар, зарылись в старое, слежавшееся сено и горько плакали…Сколько еще детских слез по убитым партизанским душам увидят эти стены – кто ж возьмется сосчитать…
Март сорок четвертого. Почувствовали изверги – кончается их время, и залютовали зверски. Когда всех сельчан на площадь собрали, Мария решила – смерть пришла – загонят сейчас всех в амбар и подожгут – как в соседнем Росткове. Ни стар, ни млад — никто не спасся…А куда бежать с детьми, когда каратели с автоматами рядом вышагивают? Вокруг заполыхали избы — добро, поколениями нажитое, в пепел обратилось. Погрузили немцы всех, как скот какой, в вагоны грузовые и на чужбину отправили…
Не знала Мария, что когда поезд уже тронулся, успел сбежать Ваня-связник, да в лес со всех ног броситься. Насилу партизан нашел – они как раз с насыпи железнодорожной возвращались – дорогу заминировали – думали – немец солдат своих повезет, или технику…
— Подождите! — Ваня задыхался от быстрого бега, — в поезде наши, новосельские, их в Германию везут.
— Срочно разминировать! — вполголоса скомандовал командир. –Бе-гом — марш!
Пригибаясь к земле, неслышными тенями заскользили партизаны к полотну, в которое недавно так удачно «вписали» мину замедленного действия. Володя – сапер метнулся к насыпи. Послышался шум приближающегося поезда. Эти минуты показались Ване годами. Наконец под куст «скатился» довольный Володя и тут же мимо простучали колеса…
— Успел, — выдохнула вся группа и устремилась в глубь леса…
Под Псковом эшелон начали бомбить наши самолеты. Кое-как выбравшись из покореженной груды металла, Мария толкнула детей в глубокую воронку, сама спрыгнула следом, и, как орлица распласталась над малышами…Крики, стоны, скрежет, вой бомб – такого ужаса она в своей жизни не испытывала никогда. В минуты затишья, когда самолеты шли на разворот, ей чудилось, что кто-то рядом ходит и разговаривает. «Я, наверное, схожу с ума. Кто здесь, в этом аду, может ходить?»
— Мама, мамочка, слышишь? – Раздался тоненький голосок Тоси, — мама, там кто-то есть…
— Там никого не может быть…
— Мамочка, я хочу посмотреть, пожалуйста, можно?
— Я сама!
Стараясь опередить любопытную Тосю, Мария немного приподнялась и осторожно выглянула из воронки. Рядом ходил седой старик. Белая борода развевалась на ветру, голова была поднята к небу. Потрясая худыми руками, он повторял, как заклинание: «Поддай, им, сынки, поддай, родимые!» Как же он хотел, чтобы наши самолеты разбомбили немецких гадов, и уже было не важно – погибнет он сам, или спасется…Налет кончился. Вскоре пришел новый состав, и, орудуя прикладами, фашисты загнали всех уцелевших в вагоны.
Когда их привезли в Прибалтику — началось самое страшное – «сортировка» — в одну сторону немцы сгоняли молодых и здоровых, могущих «работать» на Германию, в другую колонну отправили стариков и детей. Самых маленьких вырывали прямо из рук матерей и швыряли в толпу. Крики, плач, автоматные очереди…После этого, отобранных для работы увезли…
Через месяц Марии удалось бежать. Лагерный врач – немолодая женщина, с печальными глазами и страшно усталым лицом, подменила документы. Теперь Мария стала считаться умершей. Ночью молодая женщина проползла под «колючкой» и бросилась бежать в ближайшей лесок. Этот лес так был не похож на чащи милой сердцу Псковщины – редкий, с низкими деревьями, просматриваемый со всех сторон. Сердце выпрыгивало из груди, в висках стучало, перехватывало дыхание, а она все бежала и бежала, стараясь уйти как можно дальше от лагеря. Сколько она скиталась по чужой земле, она не знала. Направление – куда идти выбрало случайно – видно, материнское сердце подсказало. Когда добралась до Броцене, оказалось, что детей там нет. Какой-то словоохотливый мужик сказал, что всех узников убили…
Мария упала на землю и зарыдала. Смысла жить больше не было.
— Не убивайся ты так, живы они…Те, что в лагере были…Увезли их…
— Куда? — выдохнула Мария.
— В порт, — махнула рукой женщина и протянула краюху хлеба. – Тебе на железную дорогу надо.
Женщина ушла, Мария осталась стоять, прижимая к себе хлеб. Вдалеке показалась колонна пленных солдат. Они шли, поддерживая друг друга, шатаясь от усталости и ран. Самый молоденький паренек, стоящий с края колонны так и «впился» глазами в краюху, которую Мария все еще автоматически прижимала к груди. Этот взгляд вывел ее из оцепенения.
— Нате, родненькие, возьмите, — тут же заскороговорила женщина и протянула хлеб пареньку. Он бережно подхватила краюху и начал раздавать кусочки в протягивающиеся со всех сторон руки. Охранник ударил Марию прикладом автомата. Женщина упала, колонна прошла мимо. Поднявшись с земли, она медленно побрела в сторону железной дороги…
Товарный состав, стуча колесами на стыках рельсов, медленно «вползал» на холм. Мария, пригибаясь к земле, бежала рядом с последним вагоном, стараясь забраться на подножку. Наконец, ей это удалось, и она перевела дух на куче угля, насыпанного на дощатом полу. Временами ей казалось, что она никогда не попадет в лагерь. Сколько уже было этих поездов – пассажирских, товарных, почтовых? Сколько раз она рисковала жизнью, вскакивая на ходу на подножку вагона, она не считала. Не зная местности, не зная языка, она шла, ехала, бежала туда, где были…где должны были быть ее дети…
Мария вышла на просвет между деревьями – впереди маячила «колючка» концлагеря…Сколько дней она мечтала об этой минуте…Передохнув, она медленно двинулась к воротам. В лагере началось построение, все узники стояли рядами на плацу. В самом первом Мария увидела своих – Ваню, Тосю и маленького Гришу. На дрожащих ногах женщина подошла к воротам. Охранники вскинула автоматы. Мария закрыла глаза, ожидая автоматной очереди. Очнулась она от криков детей: «Мама, мамочка!». Мария увидела, как Ваня и Гриня наперегонки с Тосей бегут к охранникам, крича и показывая на женщину рядом с воротами. Немцы, грубо толкнув Марию в глубь территории, захлопнули тяжелые створки. Мария обняла детей…
.
(Рассказ написан на основе воспоминаний малолетней узницы концлагерей Антонины Васильевны Ивановой, г.Саров).
.
Об авторе:
Инна Часевич (Инесса Шевцова) живет и работает в г.Саров (театр драмы).
Окончила Литературный институт им.Горького. Пишет сценарии, пьесы, сказки, повести, рассказы для детей и взрослых, автор сценариев для новогодних представлений в театре кукол (г.Дзержинск), сценариев для новогодних спектаклей, концертов оркестра и концертов-спектаклей в Саровском драматическом театре.
Печаталась в газетах: «Грань», «Литературная Россия» (г.Москва), «Новый город», «Православный Саров» (г.Саров), «Школа» (Нижний Новгород), в журналах: «Земляки», «Нижний Новгород», «Нижегородская провинция», «Санкт-Петербургская Искорка», «Российский колокол», «Великороссъ», «Детское чтение для сердца и разума», «Сценарии и репертуар», «Литэра», сборниках «Эклеры», «Помним», «22 июня», «Вдохновение» (г.Саров), «Вдохновение» (г.Москва).
Лауреат I и II фестивалей для детей и юношества им. Евстигнеева в номинации «Лучшая пьеса», победитель конкурса драматургов на I фестивале театрального искусства для детей «Что за прелесть эти сказки» (2011 г.), победитель городского литературного конкурса «Вдохновение» в номинации «Детская литература» (2016 г.), призер 4 международного литературного конкурса «Лохматый друг» (2019 г.), дипломант 1 Международного литературного конкурса «Линия фронта» (2020 г.), сценарист анимационных фильмов «Первоначальник Иоанн» и «Ефрем. Строитель» (г.Саров), снятых Православной гимназией по гранту Президента РФ.