О книге Владимира Хохлева «ТЕОРИЯ МЫСЛИ» (СПб, 2018).
Владимир, давайте я изложу сначала несколько извинений, а потом постараюсь записать свои впечатления от книги.
Извинение первое и самое главное: я не религиозный человек и не исповедую православия. Более того, я придерживаюсь философии другой религии и следую традиции восточной, корейской – аналог буддизма. А поэтому я не слишком сильна в знании Библии. То есть в данном плане единственное, что я могу показать, – это полную некомпетентность.
Извинение второе: я обладаю не слишком большим умом, не слишком сильным интеллектом и не таким широким кругозором, как вы, поэтому несогласие с некоторыми аспектами вашей книги не смогу аргументировать на достаточно удовлетворительном для вас уровне. То есть, в дискуссии я вас победить не смогу, а поэтому в дискуссии пускаться не буду.
Извинение третье: я очень давно живу на Западе (в общей сложности мне посчастливилось пожить в 4-х странах, в том числе в США). Наверное, я выскажу для вас абсолютно крамольную мысль, но я уже не считаю себя полностью русской. Вернее, я считаю себя этнической русской, но не патриотом России. Я стала человеком мира. И болею душой не за Россию, а за весь мир, как бы пафосно это ни звучало. Кстати, человеком мира можно стать и не выезжая из России. Как, к примеру, мной очень уважаемый Сергей Ковалёв, доктор наук, психолог, психотерапевт, директор и основатель Института Инновационных Психотехнологий.
Извинение четвёртое: я женщина, а женщины несколько по-иному воспринимают мир, и информацию в том числе, то есть по-другому улавливают мысли, упорядочивают сведения, реагируют поведенчески. То есть, женщины имеют отличный от мужчин информационный метаболизм.
Теперь давайте по впечатлениям пройдёмся.
Но вот от прочтения сложились у меня некоторые впечатления, которые, возможно, не будут вам по душе или не найдут в вас отклика. Но вы ведь не для получения безоговорочного одобрения мне эту книгу прислали, правда?
1. Возможно, что мне показалось из-за моего восприятия, отличного от вашего, что всё-таки вину за бездуховность и отрыв от Бога, и как следствие, впущение в себя мыслей Врага, вы возлагаете на человека. Я согласна, что лежит на человеке некоторая ответственность за то, какие мысли в себя впускать, а какие не впускать. Но всеобъемлющей вины за неправильное поведение в отношении мыслей я бы на человека не возложила. Хотя и хочу в этой связи привести одну из моих любимых цитат. Честно, не знаю, кто это сказал. Приписывают Будде, в расширенном формате используют во всех прихотерапевтических практиках и коучинге:
Следите за своими мыслями, ибо они становятся словами.
Следите за своими словами, ибо они становятся поступками.
Следите за своими поступками, ибо они становятся привычками.
Следите за своими привычками, ибо они становятся характером.
Следите за своим характером, ибо он определяет вашу судьбу!
Но я всё-таки считаю, что нельзя винить одного отдельно взятого человека. Ведь мысли человеку начинают насаждать с детства, когда у него ещё отсутствуют какие-либо фильтры. Так что человек теряет способность не только отличить действительно тёмные мысли от светлых, но просто попадает в заключение навязанных обществом стереотипов. И из этого заключения уже очень трудно вырваться. Есть духовный учитель, Анита Мурджани. Она сама пережила рак и клиническую смерть и вернулась назад с глубоким пониманием причин своей болезни. Они заключались именно в неправильных мыслях, направленных на саморазрушение, по причине навязанных обществом стереотипов.
Это, наверное, относится к фрагменту на странице 13 – о внутреннем человеке. Что его делает вялым и бесхребетным? Общество. Общество отучает ребёнка быть в связи со своим внутренним человеком, социализация нарушает внутреннюю гармонию.
2. Очень понравилась идея мыслей, лежащих на поверхности, и мыслей, глубоко схороненных, до которых не докопаться. И в результате этого в литературе, а особенно в поэзии, возникает феномен многослойности, многоплановости образов. И чем больше слоёв смысла, тем интереснее произведение.
Я играю в музыкальном театре. Наш режиссёр Эдуард Гадаев очень любит следующую концепцию в поиске образа персонажа, а также и поиске более глобальных идей для развития сцен и всего спектакля. Я сейчас не приведу точную цитату Станиславского, но идея в следующем. Если пришла первая мысль или первый образ, отбрось его. Так как это та мысль и тот образ, которые лежат на поверхности, а значит, будут очевидны для большинства зрителей. Затем приходят вторая мысль, второй образ. Также надо их отбросить, так как они тоже не слишком глубокие и тоже будут очевидны, хотя уже и намного меньшему числу зрителей. Воплощай в жизнь только 3-ю идею и те, которые за ней. Ибо они и придают образу объёмность, выход за рамки стереотипов. Именно такого разворота событий зритель не ожидает и уйдёт из театра с ощущением того, что он узнал что-то новое, прикоснулся к глубинным смыслам бытия, оторвался от обыденной жизни.
3. Женское и мужское начала. И немного о религии, вернее не совсем о религии, но, о её воздействии на общество.
Как бывают женские и мужские профессии (да, я до сих пор верю, что они бывают, и что женщинам не надо укладывать шпалы), женская и мужская логика (я раньше в это не верила, поверила лишь тогда, когда моя дочка начала учиться в школе только для девочек), женское и мужское чувство романтики, так и бывают женская и мужская духовность, а, следовательно, и мысли. С моей точки зрения, в западных религиях есть перекос в сторону мужской духовности. А как результат общество приобрело черты мужские, доминантные – отеческие, а с ними и концепцию условной любви. Концепции условной и безусловной любви исследовал немецкий психоаналитик Эрих Фромм.
Удивительно, что сами служители западной церкви имеют в характере довольно много женственности и мягкости. Среди священников практически нельзя увидеть ни мачо, ни альфа-самцов. Но, тем не менее, все западное общество построено на любви условной: то есть сделай, как тебе говорят или предписывают заповеди, и тебя ожидает любовь. Если нет, тебя ожидает проклятие. Парадигма отцовства и покровительства до такой степени была узурпирована церковью, что была возведена в ранг запугивания и наказания. А это никогда не хорошо для мыслей. Там, где в мыслях присутствует страх, больше никакие мысли в головe не возникнут.
Вы знаете, в Африке существует племя, которое никогда не прибегает к наказаниям за провинности. Если какой-либо член общины совершает противоправный поступок, то всё племя собирается вокруг этого человека и начинает показывать ему свою любовь и заботу. Потому что они верят, что человек оступился по причине недостатка любви.
А в западных религиях что? Человек и так оступился, он и так в темноте погряз, во вражьих мыслях, а его ещё и наказаниями топят. Он оттуда уже никогда не выберется.
Восточные традиции намного более толерантные в этом плане. Они более женственные и более ориентированы на «материнское отношение». И заметьте, какие они не воинственные и неэкспансивные. И, тем не менее, многочисленные, но не за счёт насаждения религии насилием, а за счёт привлечения безусловной любовью. Вот и верю я в то, что нынешнему общество нужна любовь, а не наказания.
То есть, к чему это я? Западные религии, именно они вкладывают в умы людей мысли об отложенной жизни: терпи при жизни – после смерти попадёшь в рай, страданьями душа совершенствуется. И как из-под гнёта таких мыслей выбраться обычному человеку? И жизнь превращается в череду страданий и кошмаров. А форма с содержанием, как известно, в дуальной связи находятся. Если содержание изначально отрицательно, то форма не заставит ждать своего изменения в худшую сторону. Ну, а когда форма уже подпорчена, то она, как приёмник, настроена на улавливание только негативных мыслей. Вот такой замкнутый круг. Вот так трудно человеку прийти к Богу и открыться ему, потому как, чтобы прийти к Богу, надо продраться через терновые кусты религиозных деятелей и институтов.
Ну, и ещё пройдусь по нескольким моментам в книге, которые привлекли моё внимание:
1. Стр. 23: о потере сознания. Как раз есть очень много свидетельств того, что при потере сознания люди оказываются в другом измерении. И свидетельства теперь уже насчитываются сотнями тысяч. И они удивительным образом похожи друг на друга. Я сама с детства страдаю эпилепсией и периодически «теряю сознание». Там не чёрная дыра, и, когда возвращаюсь, я помню то, что вижу.
2. Стр. 39: о смысле жизни. Я с вами согласна, и мне очень нравится, как вы выразили бесполезность поиска смысла. У меня на эту тему есть стихотворение, я только короткий фрагмент приведу, в качестве цитаты:
«Дело – не в смысле: в его отсутствии.
Смысла ищет лишь тот, кто в поиск верит – не в смысл».
3. Стр. 41: очень понравился раздел о свойствах мысли.
4. Стр. 72: об истинных служителях и принявших вид. Наверное, многое из того, что я написала выше, в общем, перекликается с вашим разграничением истинных служителей и принявших вид. Знаете, мы живём в очень интересную эпоху. Я бы назвала её эпохой начала процесса просветления. Как никогда во многих религиях, конфессиях, традициях, в каждой стране, в каждом городе появляются новые «истинные служители», их становится больше, и они вносят довольно существенный вклад в улучшение духовного состояния человечества в целом. Вот вас можно отнести к когорте «истинных служителей», к примеру. Дети индиго – это почти всеми признанный феномен. Сейчас уже существует мнение, что «истинные служители» сформировали достаточно плотное духовное поле. Так что в наше время можно для себя найти, какому пути следовать, чтобы очистить своё сознание.
5. Стр. 82: выпадение из времени. Восточные традиции тоже много говорят о главенствующей роли сознания. Если тренированные духовные учителя могут на длительное время задерживать дыхание, к примеру. А медитация есть не что иное, как выпадение из времени. Один интересный пример хочу привести опять из лекций Аниты Мурджани. Когда ей задают вопрос о том, как правильно медитировать. Люди жалуются, что, когда они пытаются выделить 30 минут в день на медитации, то у них не получается отключиться и отвлечься от мирского. На что Анита Мурджани говорит, что она просто пытается не выпадать из состояния медитации совсем. Она в нём постоянно находится.
6. Стр. 108: прекрасная мысль о том, что на самом деле творение не закончено, оно продолжается.
7. Стр. 134: порог чувствительности. А вот тут я даже нашла ответ на вопрос, который достаточно долго меня волновал: «Почему я не люблю, и не просто не люблю, а не могу смотреть фильмы с эмоционально-трагическим содержанием, сцены насилия, крови?» А вот из-за этого болевого порога чувствительности. Потому что за ним у меня не наступает бесчувствие. В природе существуют такие интересные люди, которые называются эмпатами. Они отличаются от других людей тем, что у них нет защиты от эмоционального поля других людей – они воспринимают это поле неопосредованно, точно так же, как вы описали неопосредoванную передачу мысли на 81-й странице. Так что у них после порога чувствительности не наступает бесчувствие, а наступают эмоциональное выгорание и эмоциональные срывы.
8. Стр. 146: я с вами совершенно согласна в том, что искусство и натурализм, муссирование животных инстинктов, несовместимы. Но нам продолжают преподносить произведения с содержанием «ниже пояса» как имеющие право на жизнь, как минимум. Знаете, есть у меня знакомый автор – Марат Конуров. Он пишет прекрасные романы о системе тюрем и лагерей в бывшем СССР и на территории современного постсоветского пространства. Его герои – это люди, десятки лет проведшие за колючей проволокой, в основном воры в законе. Но как он меня удивил полным отсутствием вот этот самого натурализма в своих произведениях. Ведь при освещении этой темы так легко скатиться в вульгарность и низменность. А ему удаётся туда не скатываться.
9. Стр. 151. Владимир, я не соблюдала 40-дневного поста перед прочтением вашей книги. Возможно, то, что я написала, можно рассматривать как критику. Но я не имела ни малейшего намерения критиковать. Всё, что я сделала, – это позволила освободить своё сознание, внимательно прочла книгу и потом позволила мыслям свободно зайти и зацепиться за то, за что они могли зацепиться согласно уровню моего интеллектуального и духовного развития. Пожалуйста, не судите строго.
А закончу я свою «рецензию» парой цитат:
1. Владимир Хочинский, афоризм 215: «Когда твои мысли не доходят до чужого сознания, винят сознание. Когда же чужие мысли не доходят до твоего сознания, винят — мысли».
2. Далай Лама: «Монашеские правила запрещают употребление пищи после 12 часов дня. Но иногда я чувствую себя голодным к вечеру, особенно после многочисленных встреч, и мне хочется съесть печенье. Тогда я спрашиваю себя: чего хочет Будда прямо сейчас — чтобы Далай-Лама следовал правилам или чтобы в его сердце была радость? И ем печенье».
Сидней, Австралия, 2018