Президентская библиотека раскрывает тайны уникальной росписи Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря

 

На портале Президентской библиотеки в открытом доступе представлена первая часть документального фильма «Спасённые фрески Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря».

Авторы фильма — заведующий экскурсионным отделом Псковского музея-заповедника Олег Фёдоров, кандидат исторических наук, доцент Псковского государственного университета, главный хранитель фресок Спасо-Преображенского собора Таисия Круглова, режиссёр Татьяна Дьяконова – рассказывают о  древнейшем памятнике христианской культуры на территории Пскова.

Мирожский монастырь был основан в середине XII века новгородским архимандритом Нифонтом, величайшим христианским просветителем северо-западной Руси, одним из образованнейших людей своего времени. Главный монастырский храм, Спасо-Преображенский собор, был возведён на рубеже 1130–1140 годов (первое упоминание о нём в летописи относится к 1156 году) по образцу киевских и византийских построек. Храм украшен фресками, которые были созданы приглашенными из Византии живописцами.

В фильме специалисты Псковского музея-заповедника раскрывают историю возникновения собора. Олег Фёдоров, заведующий экскурсионным отделом Псковского музея-заповедника, предлагает интересную версию. «Единственный документ, который хоть что-то может объяснить нам – это сам собор. Его архитектура способна  пролить свет на эту действительно, на мой взгляд, серьёзную интригу». По его мнению, крест, в форме которого построен собор, – и есть его суть. Это храм-послание, храм-просветитель, который стоит на древней дороге. «Он виден отовсюду. Он в этой чаше: там обрыв, здесь обрыв, а здесь река Великая, которая является древней дорогой. Здесь во времена Нифонта велась оживлённая торговля. Это путь, по которому приходят разные люди разных племён, языков, народов и верований. Их встречает каменный крест. И крест говорит каждому какие-то вещи о Спасителе, о Евангелии, о вере, которая была принята когда-то из Византии. Это византийский крест. Не зря новгородский архиепископ Нифонт числится  в святителях Псковской земли, он распространяет Евангелие с помощью этого собора», – говорит Олег Фёдоров.

Росписи собора, обладающие уникальным иконографическим составом, высочайшим художественным уровнем и редкой сохранностью (более 80%), пережившие периодические затопления, многочисленные строительные работы, перестройки, не одну осаду и не одну войну, – всемирно известное достояние культуры. «У фресок была очень сложная история. От грязи, сырости, копоти живопись перестала читаться. Очень сложно было понять, какие сюжеты изображены, что находится на стенах. И, чтобы привести в порядок интерьер, фрески были забелены. В таком виде, под штукатуркой, они просуществовали до середины XIX века. Затем, во время ремонта, оказалось, что под штукатуркой сохранилась настенная живопись», – рассказывает  Таисия Круглова, главный хранитель фресок Спасо-Преображенского собора. Вместе с другими авторами фильма она раскрывает тайны уникальной росписи выдающегося памятника средневековья.

Премьерный показ первой части документального фильма «Спасённые фрески Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря» состоится на портале Президентской библиотеки в разделе «Интернет-вещание» 3 мая 2018 года в 15:00; 17:00; 19:00; 21:00 и 4 мая в 6:00; 8:00; 10:00.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *