Сергей НОСОВ — Сознание и творчество

Сергей  НОСОВ

Санкт-Петербург

 

 

 

 

 

СОЗНАНИЕ И ТВОРЧЕСТВО

Есть  известное письмо Белинского к Герцену в котором Белинский, восхищаясь Герценом и преклоняясь перед ним как перед необычайно яркой личностью, писал что у тебя Герцен весь твой художественный дар как бы «ушел в ум» в отличие от Пушкина и Гоголя, которые были гениальны как писатели-творцы, но как люди — вовсе и не умны и даже  заурядны.

В советские времена это мнение могло бы стать и хрестоматийным.
Как же ведь Герцен в те в те времена  — величайший русский демократ, «социалист до социализма».

Все же обязаны были знать тогда и помнить фразу Ленина о том что «декабристы разбудили Герцена». И так далее…

Но останавливала вторая часть любопытного высказывания Белинского — о том, что Пушкин и Гоголь были гениально талантливы, но вполне заурядны как люди…

Это совершенно не вписывалось в тогдашние официальные представления о «светлом гении» который все знает, все видит и предвидит и все умеет гениально отобразить в своих творениях…

Вот как такое могло быть — не особенно умный Пушкин, пошловатый и полных обывательских предрассудков Гоголь…

Разве такое возможно?

А ведь все это так и было на самом деле!

Те же многочисленные сохранившиеся письма Пушкина очень часто обывательски заурядны да и пошловаты — переспал мол он с Анной Керн, денег бы ему где-нибудь раздобыть… И все в таком духе.

Из Пушкина давным давно сделали «чудотворную» икону для поклонения.  Но человек-то он был — очень обыкновенный.   Слишком обыкновенный для гения.

С Гоголем еще хуже.

Его интеллектуальная заурядность доходила до того что написал же он пошлую и глупую верноподданическую книгу «Выбранные места из переписки в друзьями»…  Как бы там появление этой книги не оправдывали «болезнью Гоголя» и так далее..

«Болезнь Гоголя» — та самая заурядность и пошлость о которой умел он как творец гениально писать.

Все время норовил  «великий Гоголь» быть своим в придворном так называемом «высшем свете».

И это страсть к «высшему свету» — как и все у Гоголя — доходила до мании.

Хотя ведь по сути личности своей Гоголь — провинциальный украинский помещик и обыватель, интеллектуально ограниченный и довольно жалкий.

Хотя и очень амбициозный. Этого последнего — не  отнимешь.

Так в чем тогда природа гениальности?  В чем  в таком случае  гениальность заключается и где она таится?

Ответ один — гениальность (в литературе и искусстве по крайней мере) органически связана с безбрежным морем бессознательного в человеке  и таится в глубинах этого бессознательного в которые художник-творец погружается  спонтанно и стихийно в минуты вдохновения и творчества.

Могут сказать что это — только красивые слова. Слова, слова, слова — как говаривал Гамлет Принц Датский…

Что мол это такое — глубины бессознательного? В чем они могут проявиться, как могут они влиять на творческие прозрения?

Но ведь ни одно стихотворение не напишет настоящий поэт если он знает заранее его конец, его финал и его заключительные строки.

Стихотворение как будто ведет поэта куда-то — ведет в неведомое… И сам поэт  не знает какой и о чем будет  следующая строка этого стихотворения … Если он настоящий поэт.

Человек с виду обыденный и вполне заурядный по уму может быть прозорливцем в сфере бессознательного — она может быть открыта именно ему и именно он и станет гениальным творцом, в отличие от многих других, тех кто  казалось бы его «намного умнее».

Но они умны — простым аналитическим умом, искусно препарирующим и интерпретирующим достоверные события и реальные факты.

А он, этот гениальный творец, видит в безбрежном море бессознательного то, что им, этим «умникам» и рационалистам не увидеть никогда…

Так что же это такое тогда — бессознательное и  «море бессознательного»,   неподвластного трезвому  бесстрастному анализу и уму?

Рационалисту для которого  ум в жизни и познании — незаменим совершенно — дело тут только в интуиции… В так называемой художественной интуиции как обычно говорят.

Вот мол художник-творец все интуитивно и постигает, все «тайны мира»… Не умом своим — а интуитивно.

Но как же это — интуитивно?

Интуиция — сфера чувства, а не разума. И как можно чувствовать истину например…

Она ведь «не пахнет», цвета и запаха не имеет…

И тут уже перед нами «вопрос вопросов» — признаем мы наличие непознанное и мистического в мире или нет?

Современные мистики утверждают что все знания, вся информация о мире и человеке содержатся в неких «информационно-энергетических полях» вокруг нашей планеты… Только черпай оттуда «ложками» знания и откровения…

Это наивное убеждение выглядит комично.

Однако вместе с тем действительно многие знания передаются человеку бессознательно. На таком-то доинтеллектуальном уровне…

Как же это происходит?

По своему собственному опыту могу сказать определенно — чтобы написать стоящее стихотворение например нужно собственного говоря только одно — ни о чем не думать и в то же время находиться в несколько приподнятом «волшебном» состоянии, в котором кажется что «все возможно».

Тогда (в области мысли и творчества по крайней мере) рождается ощущение «парения» и полета и творятся действительно чудеса…

И причем эти «чудеса» (кавычки тут далеко не случайны) имеют непосредственное отношения зачастую и к реальному миру — они материализуются очень скоро, СТАНОВЯТСЯ ЯВЬЮ ТВОЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ, САМОЙ РЕАЛЬНОЙ И САМОЙ ДОСТОВЕРНОЙ.

Мы очень многого не знаем  о том мире, где мы живем и о самих себе. Несмотря на все наши вполне достоверные научные познания.

Вероятно действительно есть в мире вокруг нас какие-то информационные поля и энергии «прикасаясь»  к которым, мы черпаем знания, силу и могущество.

Это не сказки. И не досужие домыслы.

Кто может сказать теперь в первой четверти ХХI столетия где кончается сфера материи и начинается область «идеального» ?

Разве доказано что мысль «идеальна» например?

Разве раз и навсегда доказано что в материальных формах, в виде определенной энергии (или заряда энергии) мысль и чувства не существуют и существовать не могут?

Наоборот  можно считать доказанным уже давно существование телепатии например.  Мыль передается на расстоянии – это давно известно.

Так же очевидно что мысль порой воздействует на окружающее вне любых  своих «материальных носителей» — как будто ее  действительно можно   «увидеть» в космосе бессознательного и запечатлеть в слове.

Это и делали гениальные творцы.

 

ОБ АВТОРЕ:

Носов  Сергей Николаевич.  Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге)  в 1961-м году. Историк, филолог,  литературный  критик, эссеист  и поэт.  Доктор  филологических наук и кандидат исторических  наук.  С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником   Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии  Наук. Автор большого числа работ по истории  русской литературы и мысли и в том числе нескольких   известных книг  о русских выдающихся  писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории  русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990;  В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб.  Издательство «Дм.  Буланин» 2008;  Антирационализм в художественно-философском творчестве  основателя русского славянофильства В. В. Киреевского. СПБ. 2009.

    Публиковал произведения разных жанров  во  многих ведущих российских литературных журналах  —  «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской  русскоязычной газете  «Русская мысль» и др.  Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате  — в ленинградском самиздатском журнале «Часы»   1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки»  был допущен и в официальную советскую печать.  Входил как поэт  в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал  стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ»  и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в  петербургском  «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь»  и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах. 

После долгого перерыва  вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и  во многих изданиях за рубежом от  Финляндии  и Германии,    Польши и Чехии  до Канады и Австралии  — в журналах «НЕВА», «СЕМЬ ИСКУССТВ», «Российский Колокол» , «КАМЕРТОН»,  «ПЕРИСКОП», «ЗИНЗИВЕР»,  «КЛАУЗУРА», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК»,  «КУБАНЬ».  «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА»,   «ЗОЛОТОЕ РУНО», «ЛИТЕРА   НОВА», «МЕТАМОРФОЗЫ» ,  «СЛОВО/WORD» (НЬЮ-ЙОРК),  «ЮНОСТЬ»,  «НОВЫЙ БЕРЕГ» (КОПЕНГАГЕН), «ГРАФИТ»,  «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ),  «ЮЖНАЯ ЗВЕЗДА»,  «LiteraruS» (ФИНЛЯНДИЯ), «МУЗА»,  «СИБИРСКИЕ ОГНИ», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ»,  «СТУДИЯ» (БЕРЛИН), «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12»,  «БЕРЕГА», «ДЕНЬ И НОЧЬ»,  «НИЖНИЙ НОВГОРОД» . «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др.,   в  изданиях  «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА», «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД»,  «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН»,   «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ»,  «ДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕ», «Форма слова»  и «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ! ВЕКА», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР»,   «45-Я  ПАРАЛЛЕЛЬ»,  «ПОРТ-ФОЛИО» (КАНАДА),  «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», «ОГНИ НАД БИЙЕЙ»,  « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «СЕВЕРО-МУЙСКИЕ ОГНИ», «КОВЧЕГ»,  «ПРОАРТИНФО», «МЕГАЛИТ»,  «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ),  «ЗОЛОТОЕ РУНО»,  в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборнике «СЕРЕБРЯНЫЕ  ГОЛУБИ(К 125-летию  М.И. Цветаевой), В сборнике «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского( и   в целом ряде  других   литературных  изданий. В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – премии  «Поэт года», «Наследие»   и др.   Является автором более 13-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии. Стихи переводились на несколько европейских языков.  Живет в Санкт-Петербурге.  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *